Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) МАДОУ - детский сад
комбинированного вида № 115 (далее – Программа) разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте
России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149) (далее – ФПРОГРАММА ДО).
Программа отвечает образовательному запросу социума,
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
Программы в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы включает
пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет
ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые
результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает
описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей (программу коррекционно-развивающей работы).
В Организационном разделе программы
представлены, условия реализации программы и ее материально-техническое
оснащение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации
предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также
психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В
части финансовых условий должны быть описаны особенности
финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей дошкольного
возраста с ЗПР.
Обязательная часть Программы соответствует
ФОП ДО, ее объем составляет не менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития;
- на специфику (национальных,
социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в которых осуществляется
образовательная деятельность);
- на сложившиеся традиции МАДОУ -
детский сад комбинированного вида № 115 (далее – МАДОУ);
- на выбор парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей с ЗПР, а также возможностям
педагогического коллектива и МАДОУ в целом.
Реализация Программы предусматривает
взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с
учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и
подходов к формированию Программы для обучающихся с ЗПР.
Программа является основой для
преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
В группе компенсирующей направленности для
обучающихся с ЗПР осуществляется реализация Программы,
которая ориентирована на детей с 5 лет до 7(8) лет.
Продолжительность пребывания детей в МАДОУ
- 10,5-часовое пребывание с 07.30 до 18.00 часов, исключая выходные и
праздничные дни. Режим работы группы компенсирующей направленности установлен в
соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач образовательной
деятельности, возможностей бюджетного финансирования - пятидневная рабочая
неделя, выходные дни - суббота и воскресенье, праздничные дни.
Режим посещения ребенком группы
компенсирующей направленности может определяться индивидуально (в пределах режима
работы МАДОУ).
Программа реализуется на государственном
языке Российской Федерации - русском.