Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ЗПР, утвержденная приказом № 114-О от 31.08.2023, пролонгирована приказом от 30.08.2024 № 120-О
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР)
МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 (далее – Программа) разработана
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №
1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №
30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
(далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г.,
регистрационный № 72149) (далее – ФПРОГРАММА ДО).
‒
Нормативно-правовой основой для разработки Программы
являются следующие нормативно-правовые документы:
‒
Указ Президента Российской Федерации от 7
мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒
Указ Президента Российской Федерации от 21
июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
‒
Указ Президента Российской Федерации от 9
ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
‒
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. №
371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒
распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
‒
федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
‒
федеральная адаптированная образовательная
программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от
25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 22 ноября 2022 г.,
регистрационный № 72149);
‒
Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте
России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒
Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
‒
Устав МАДОУ - детский сад комбинированного
вида № 115;
‒
Программа развития МАДОУ - детский сад
комбинированного вида № 115.
Программа отвечает образовательному запросу социума,
обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
‒
Программы в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
‒
Целевой раздел Программы включает
пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет
ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые
результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
‒
Содержательный раздел Программы включает
описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей (программу коррекционно-развивающей работы).
‒
В Организационном разделе программы
представлены, условия реализации программы и ее материально-техническое
оснащение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации
предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также
психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В
части финансовых условий должны быть описаны особенности
финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей дошкольного
возраста с ЗПР.
‒
Обязательная часть Программы соответствует
ФОП ДО, ее объем составляет не менее 60% от ее общего объема.
‒
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
‒
на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой
психического развития;
‒
на
специфику (национальных, социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в
которых осуществляется образовательная деятельность);
‒
на
сложившиеся традиции МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 (далее –
МАДОУ);
‒
на
выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с ЗПР,
а также возможностям педагогического коллектива и МАДОУ в целом.
‒
Реализация Программы предусматривает
взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с
учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и
подходов к формированию Программы для обучающихся с ЗПР.
Программа является основой для преемственности уровней
дошкольного и начального общего образования.
В группе компенсирующей направленности для обучающихся с ЗПР
осуществляется реализация Программы, которая ориентирована на детей с 5 лет до
7(8) лет.