Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 115 юридический.адрес: 620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская 180а фактический.адрес: 620102, г. Екатеринбург ул. Волгоградская 180а 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная 34-а Тел.8 (343) 234-19-71(70) mdou115@eduekb.ru Приложение № к Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ЗПР ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № от «____» августа 2024г. УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МБДОУ _______________О.В. Бастрикова Приказ № ___ от «___»_______________2024г. Учебный план МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 115 на 202-2024 учебный год (в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР) Екатеринбург, 2024 2 Пояснительная записка к учебному плану Нормативные основания составления учебного плана Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115 (далее по тексту - МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; 5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); 6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». 7. Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 71149); 8. Уставом МАДОУ-детского сада комбинированного вида № 115. Дошкольное образовательное учреждение реализует Адаптированную образовательную программу для обучающихся с задержкой психического развития (далее по тексту – АОП ДО для обучающихся с ЗПР). Концептуальные основания (принципы) формирования Учебного плана Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами: принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности; принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; решением программных образовательных задач в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; принцип культуросообразности образования. 3 Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики определены с учетом СанПиН 2.4.1.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). Учебный план МАДОУ на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. На 01.09.2024 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детский сад комбинированного вида № 115 функционирует 1 группа компенсирующей направленности для обучающихся с задержкой психического развития (в здании по адресу: ул. Ясная, 34а). Старшая группа компенсирующей направленности (с 5 до 6лет) – 1 Группа укомплектована в соответствии с заключениями ТПМПК, возрастными нормами. В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, устанавливается соотношение между частями. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание образовательных областей обязательной части, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в которых осуществляется образовательная деятельность с учетом реализации парциальных программ. Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирования, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Планирование образовательной деятельности в старшей группе для детей с задержкой психического развития: Освоение АОП для обучающихся с ЗПР осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. На основании п.2.11. 2 Федерального государственного образовательного 4 стандарта, обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный год состоит из 36 недель с 02 сентября 2024 г. по 30 мая 2025 г. Время, отведенное на занятия, составляет 50 минут или 75 минут в день при организации 1 занятия после дневного сна, 425 минут в неделю. Продолжительность занятия не превышает 25 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) выводятся из учебного плана. Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия по коррекции нарушений психологической базы речи (памяти, внимания, мышления, развития речи), сенсорному развитию, развитию мелкой моторики, проводятся учителем-дефектологом с использованием адаптивных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью и прикладной направленностью на основе лексических тем. Коррекционно–развивающая деятельность педагога–психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение детской дезадаптации. В целях дифференцированного обучения воспитанников воспитателями в вечернее время проводится «Коррекционный час» по заданию учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников. Воспитатели работают в тесном контакте с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом по единому тематическому плану, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи. В коррекционно-образовательном процессе педагоги учитывают психофизиологические особенности детей. В связи с этим активно используются здоровьесберегающие, интегративные технологии, дыхательная гимнастика, упражнения на профилактику утомляемости, упражнения для глаз. Особое место в коррекционной работе отводится развитию общей и мелкой моторики, координации движений. В режимные моменты педагоги обязательно включают пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логоритмические игры. С целью успешной реализации коррекционно-образовательных задач, побуждения к осознанному стремлению познания нового, создания положительной мотивации и повышению речевой активности дошкольников, весь коррекционно-образовательный процесс обеспечивается необходимым количеством наглядного и иллюстрационного материала. Все пособия, лексический материал, дидактические игры, игры-задания отбираются с учетом возрастных особенностей, речевых возможностей детей, уровня их мышления и поставленных коррекционных задач, которые реализуются в непосредственно образовательной деятельности. Наряду с наглядными и словесными методами специалисты используют полисенсорный метод, который предполагает возможность максимально использовать все сохранные анализаторы дошкольника. На основе учебного плана составлены расписание занятий и режимы дня. Учитель - логопед проводит занятия по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи, формированию произношения и подготовке к обучению грамоте. Учитель-дефектолог проводит занятия по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим и развитие речи. Педагог-психолог организует деятельность, направленную на развитие эмоционально-волевой сферы и развитию психических процессов обучающихся. Музыкальный руководитель проводит занятия по музыкальному воспитанию. 5 Инструктор по физвоспитанию проводит занятия по физической культуре. Чтение художественной литературы, конструктивная деятельность вынесены в совместную деятельность воспитателя с детьми. Согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, непрерывно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать непрерывную образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе. Остальные занятия проводит воспитатель. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП для обучающихся с ЗПР образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона и через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности» направленную формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах. Учебный план является приложением к АОП для обучающихся с ЗПР, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего МАДОУ. 6 Учебный план по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития на 2024-2025 учебный год образовательная область вид детской деятельности Объем нагрузки в неделю (количество / продолжительность) 6-й год жизни ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Познавательное развитие познавательно-исследовательская (ознакомление с окружающим миром) познавательно-исследовательская (развитие элементарных математических представлений) Речевое развитие конструктивно-модельная коммуникативная (развитие речевого восприятия, подготовка к обучению грамоте) коммуникативная (ознакомление с окружающим миром и развитие речи) восприятие художественной литературы и фольклора (художественная литература) Социально коммуникативное развитие Художественно эстетическое развитие Физическое развитие игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд 1/25 минут (Д) 2/50 минут (Д) в совместной деятельности взрослого с детьми 2/50 минут (Л) 1/25 минут (Д) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной деятельности режимных моментах (В*) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной деятельности режимных моментах изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) музыкальная деятельность (музыка) 2/50 минут (В) 2/50 минут двигательная активность (физкультура) 3/75 минут 13/325 минут ИТОГО по обязательной части: ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ проводится воспитателем в утренние и вечерние часы в ходе Интеграция всех Образовательная программа «Самоцвет» (реализуется через режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой образовательных организацию культурных практик) деятельности взрослого и ребенка. областей СоциальноОсновы безопасности жизнедеятельности (парциальная коммуникативное программа «Мир без опасности») 1/25 минут (В) развитие ИТОГО по части, формируемой участниками ОО: 1/25 минут ВСЕГО: 14/ 350 минут 7 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности вид детской деятельности 6-й год жизни восприятие художественной литературы и фольклора ежедневно в режимных моментах, углубленно пятница конструирование ежедневно в режимных моментах, углубленно среда игровая деятельность ежедневно коммуникативная деятельность (общение при проведение режимных ежедневно моментов) самообслуживание и элементарный бытовой труд ежедневно Самостоятельная деятельность детей игровая деятельность ежедневно самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно (интеграция всех видов дея-ти) познавательно-исследовательская деятельность ежедневно Оздоровительная работа утренняя гимнастика ежедневно комплексы закаливающих процедур ежедневно гигиенические процедуры ежедневно 8