СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Раздел 1. Паспорт Программы развития 3 1.1. Основания для разработки Программы развития 3 1.2. Ответственные за разработку и реализацию программы развития 4 1.3. Общие затраты и источники финансирования программы 4 Раздел 2. Анализ сферы реализации программы развития и формулировка проблемы 5 Раздел 3. 11 3.1. Сущность и окружение Программы развития МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 ……………………………………………….. Концепция развития дошкольной образовательной организации ………........ 3.2. Цель Программы развития…………………………………………………... 11 3.3. Задачи Программы развития…………………………………………………...... 11 Раздел 4. Механизм реализации Программы развития………………………………….... 15 Раздел 5. Финансовое обеспечение Программы развития……………………………... 18 Раздел 6. Показатели эффективности Программы развития 21 Приложение ……………………………………………………………………. 23 2 11 Раздел 1. Паспорт Программы Полное наименование Программы Срок реализации Программы Юридический адрес Фактический адрес Адрес официального сайта учреждения Учредитель Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 115 2024-2027 г.г. 620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская 180а 620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская 180а (6 групп) 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная 34а (11 групп) https://115.tvoysadik.ru/ Департамент образования Администрации города Екатеринбурга 1.1. Основания для разработки программы развития Федеральный уровень Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Национальный проект «Образование»: Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», Федеральный проект «Патриотическое воспитание». Региональный уровень Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»; Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Постановление Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. N 900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года». 3 Региональный проект «Цифровая образовательная среда» (Свердловская область) национального проекта «Образование»; Региональный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (Свердловская область) национального проекта «Образование» Муниципальный уровень Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019 N 375 «О разработке стратегий социально-экономического развития административнотерриториальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»; Постановление Администрации города Екатеринбурга от 28.10. 2022 № 3360 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие системы образования и создание условий для организации отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2023-2027 годы»; Постановление Администрации города Екатеринбурга от 07.06.2022 № 1523 «Об утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование – стандарт «Пять звезд». 1.2. Ответственные за разработку и реализацию Программы развития Координатор и ответственный за контроль и реализацию Программы развития: заведующий МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115; Разработчики Программы: инициативная группа МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 115 - заместитель заведующего, педагогические работники; социальные партнеры – Совет родителей. 1.3. Общие затраты и источники финансирования Программы Таблица 1 Общие затраты на реализацию программы развития Затраты Сумма, руб. На разработку Программы 0 На реализацию Программы 2 125 000,00 Итого: 2 125 000,00 Таблица 2 Источник финансирования реализации стратегического планирования Источник финансирования Сумма, руб. Региональный бюджет 0 Муниципальный бюджет 2 025 000,00 Внебюджетные средства 100 000,00 Итого: 2 125 000,00 4 Раздел 2. Анализ сферы реализации Программы развития и формулировка проблемы Программа развития МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 (далее по тексту МАДОУ) была реализована в период с 2018 по 2023 годы. В августе 2022 года после реконструкции открыто второе здание МАДОУ по адресу Ясная, 34а. В связи с открытием второго здания были внесены изменения и дополнения в Программу развития (Приказ заведующего МАДОУ от 25.02.2021 № 39-О). Цель реализованной Программы: Создание условий обеспечения доступного и качественного образования для детей раннего и дошкольного возраста, имеющих различные образовательные потребности. Реализация мероприятий Программы позволила достигнуть следующих результатов: 1. Обеспечена доступность качественного образования для детей раннего возраста и дошкольного возраста, имеющих различные образовательные потребности. Запуск второго здания позволил открыть группы общеразвивающей направленности для детей с 2 до 3 лет, 1 группу для детей с тяжелым нарушением речи, 1 группу для детей с задержкой психического развития. На сегодняшний день в МАДОУ функционирует 16 групп, из них: 4 группы для детей раннего возраста, 6 дошкольных групп общеразвивающей направленности; 2 группы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, 3 группы для воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата, 1 группа для детей с задержкой психического развития. 2. Приведена в соответствие с требованиями ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральной основной общеобразовательной программой и Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, а также современным направлениям развития в области дошкольного образования нормативноправовая и методическая база МАДОУ: внесены изменения в образовательную программу МАДОУ, в связи с открытием групп раннего возраста; приведена в соответствии с новыми требования адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития; обеспечена реализация Федеральной рабочей программы воспитания, как составляющей части основной и адаптированной образовательных программ и рабочих программ педагогов обеспечена вариативность форм, методов и технологий реализации образовательной программы, индивидуализация образования для детей групп общеразвивающей и компенсирующей направленности на принципах личностно-ориентированного взаимодействия участников образовательных отношений на основе индивидуальных образовательных траекторий; 5 в части образовательных программ МАДОУ, формируемых участниками образовательных отношений, реализуется региональный компонент - программа «СамоЦвет» (авторы - О.А. Трофимова, О.В. Толстикова). Приобретена электронная версия данной парциальной программы, педагогами пройдена курсовая подготовка; реализованы проекты: «Равные возможности для каждого» (организация инклюзивной практики в МАДОУ с привлечением социальных партнеров); «Путешествие по родному краю» в рамках реализации программы воспитания, «Здоровым быть – здорово!» (проект по организации адаптивной физкультуры для детей-инвалидов с детской юношеской спортивно-адаптивной школой), «Рисовать могут все»; подобраны механизмы, обеспечивающие слежение за качеством выполнения образовательных программ МАДОУ. Для контроля за состоянием здоровья детей и определения готовности их к обучению в школе разработаны и внедрены индивидуальные образовательные маршруты обучающихся. Разработано Положение «О Карте готовности выпускника МАДОУ к обучению в школах города Екатеринбурга». Согласно результатам педагогической диагностики, за текущий период основная образовательная программа МАДОУ освоена на 100%, адаптированные основные общеобразовательные программы с учетом индивидуальных возможностей детей и показателям личного развития на 100 %. 3. Усовершенствована материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения. Участие МАДОУ в реализации Федеральной программы «Доступная среда» позволила модернизировать материально-техническую базу для создания оптимальных условий и получения детьми-инвалидами качественного образования. Освоено 1 787 237, 50 рублей. Осуществлен ремонт двух групп для детей инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Привлечено более 1 000 000 рублей спонсорских средств для ремонта помещений и реконструкции бассейна МАДОУ (здание Волгоградская 180а). Проводится доукомплектование и пополнение предметнопространственной среды МАДОУ (ясная 34а). В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности и целевыми субсидиями идут работы по модернизации и ремонту помещений и территории, созданию безопасных условия пребывания воспитанников (ремонт кровли, подвалов, ограждений, модернизация индивидуальный теплопункт и др.). Все выделенные средства реализованы в полном объеме. С привлечением внебюджетных и спонсорских средств производится плановая замена оконных конструкций, озеленение территории, косметические ремонты помещений. Приобретено спортивное игровое оборудования для организации двигательной деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в детском саду и на территории дошкольного учреждения (мячи – 20 шт., фитнес - мячи – 10 шт., массажные коврики – 6 шт., балансиры – 5 шт., детский тренажер – 2 шт., уличный игровой комплекс – 2 шт.). Произведена замена детской игровой мебели в трех группах Приобретены детские стенки – 4 шт., ленточные столы – 4 шт., столы, стулья. (здание Волгоградская 180а). Планово проводится доукомплектование предметно-пространственной среды и пополнение материально-технической базы за счет внебюджетных средств (здание Ясная 34а). Оборудовано 5 рабочих мест педагогов и 3 рабочих места специалистов. Приобретено 8 ноутбуков, 6 – многофункциональных устройств, 5 интерактивных досок 6 для организации образовательной деятельности детей, из них 2 с программным обеспечением для осуществления коррекционной работы специалистами МАДОУ. В целях соблюдения требований санитарного законодательства обновляется и приобретено технологическое оборудование для пищеблока, прачечных, буфетных бассейна за счет внебюджетных средств. 4. В области кадрового обеспечения показатель доли педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории составил 80%. 100 % педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности, прошли обучение по программам «Инклюзивное образование», «Организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ». Три педагога, работающие на группах раннего возраста прошли курсовую подготовку по программе «Развитие ребенка в раннем возрасте в соответствии с ФГОС ДО». Обучены по Федеральной образовательной программе дошкольного образования 100% руководителей и специалистов, до конца года планируется обучение всех воспитателей. Активное использование дистанционных форм позволило 100% педагогов, в рамках самообразования, принять участие в конференциях, вебинарах, онлайн-семинарах. 5. Созданы условия для организации, проведения семинаров, мастер-классов и участия в конкурсах различного уровня. 35 % педагогов являются участниками и призерами конкурсов профессионального мастерства, являются авторами методических разработок, опубликованных в сборниках различного уровня. 6. Реализован проект по информатизации процесса образования (функционирование сайта дошкольного образовательного учреждения, регулярное ведение страницы сообщества дошкольной образовательной организации в социальной сети «ВКонтакте»). 7. Обеспечены условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в том числе и с ОВЗ через формирование потребности в здоровом образе жизни у всех участников образовательных отношений. Все участники образовательных отношений являются активными участниками конкурсов различного уровня, направленных на формирование навыков здорового образа жизни (ежегодный районный конкурс «Фестиваль здоровья», районный конкурс «Ритмическая мозаика», районный конкурс «Смотр строя и песни», районные конкурсы методических разработок «Формирование культуры здорового питания дошкольников», «Разговор о правильном питании» и др.). 8. Расширен перечень предоставляемых платных услуг с учетом запросов и интересов родителей (законных представителей): в 2018 году – 2 услуги («Развивающие игры», «ИЗО - студия»), в 2023 году – 4 услуги («Развивающие игры», «ИЗО - студия», АКВА – аэробика», «Студия конструирования»), количество детей, получающих в МАДОУ платные услуги составляет 78%. Прирост внебюджетных средств составил 23%. 9. По результатам независимой оценки качества образования и мониторинга качества дошкольного образования, проведенных в МАДОУ в 2022 году показатель удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников качеством образования в МАДОУ, с 2018 года по 2022 год вырос с 87 % до 92,8%. Таким образом, Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 115 на 2018-2023 годы выполнена в полном объеме. Реализованные цель и задачи создали условия для дальнейшего эффективного развития МАДОУ. 7 Основополагающие целевые ориентиры Программы развития на 2024 – 2027 г.г. определены исходя из стратегических задач государственной политики в области развития образования РФ на основе результатов внутренней оценки качества образования в детском саду. С 01.09.2023 года в МАДОУ утверждены и реализуются образовательные программы, переработанные в соответствии с Приказом Министерства просвещения от 25 ноября 2022 г. № 1028 и приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Федеральная образовательная программа дошкольного образования является стратегическим ориентиром образовательной политики государства. Образовательное пространство детского сада предполагает создание организационных, финансовых, кадровых, психолого-педагогических, материальнотехнических условий, в том числе развивающую предметно-пространственную среду, соответствующих требованиям стандарта дошкольного образования. Таким образом, требуется обновление содержания образования: внедрение современных образовательных методик, технологий, форм, способов работы с детьми, в том числе о особыми образовательными потребностями, учебно-методического обеспечения на основе сочетания отечественных традиций и опыта. А также использование вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательных программ МАДОУ. Решая проблему обновления содержания образовательных программ детского сада в обязательной части, запланировано пополнение линейки пособий, методического обеспечения для реализации задач, поставленных в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Обновление содержания образовательной программы детского сада в части, формируемой участниками образовательных отношений, ориентированной на специфику социокультурных и региональных условий, позволяет комплекс образовательных мероприятий, разработанный в МАДОУ на основе программы дошкольного образования «СамоЦвет». Реализация Федеральной рабочей программы воспитания посредством приобщения детей к базовым социокультурным ценностям, воспитание чувства ответственности, патриотизма и национального достоинства, развитие экологической культуры, происходит через участие в экспериментальной площадке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» по теме: «Научно-методическое сопровождение педагогов дошкольного образования в процессе патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста по программе «Широка страна моя родная». Региональный компонент реализуется через разработку познавательных маршрутов «Путешествие по Уралу». Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, возможно при участии детского сада в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – дошколята». В рамках социального партнерства с региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза» Свердловской области возможно реализовать эколого-просветительские мероприятия: эко-уроки для детей, эко-лекторий для педагогов, образовательные события 8 для воспитанников на улице «Мусороежка», проводимые сотрудниками ЕМУП «Спецавтобаза». С целью построение преемственности между уровнями дошкольного образования и начального общего образования в едином образовательном пространстве города Екатеринбурга, реализующим задачи Федеральной образовательной программы дошкольного образования, в МАДОУ принято Положение «О порядке разработки карты готовности выпускника к обучению в школах города Екатеринбурга», с 2023 года педагогический коллектив входит в состав участников Городской лаборатории «Преемственность». В детском саду запланировано сотрудничество с различными организациями и учреждениями на муниципальном уровне: МБОУ СОШ № 57 (реализация городской лаборатории «Преемственность), ГАУ ДО СО «САШ ПРС» (проведение адаптивной физкультуры для детей-инвалидов); МБДОУ - детский сад компенсирующего вида «Центр радуга»; ГБОУ «Речевой центр»; ГБОУ СО «ЦППМСП «Ресурс» (сопровождение с целью определения дальнейшего образовательного маршрута); Библиотека № 6 им. К.Г. Паустовского г. Екатеринбурга; МБУК ДО «Екатеринбургская детская школа искусств № 14 имени Г.В. Свиридова» г. Екатеринбург. В соответствие с указами Президента в Российской Федерации в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в состав национального проекта «Образование», одним из механизмов выявления способностей детей с ОВЗ, работа с потенциальной одаренностью ребенка - дошкольника, психолого-педагогического сопровождения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка является конкурсное движение. Доля детей, охваченным конкурсным движением в детском саду пока незначительная, доля детей победителей в конкурсах недостаточно высокая. Выявление потенциальной одаренности детей и поддержки одаренных и талантливых детей возможно через сетевое взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами (организация и проведение совместных мероприятиях, участие в конкурсах, социальных акциях и др.). Совершенствование материально-технической базы детского сада, включая развивающую предметно-пространственную среду как в здании, так и на территории является неотъемлемой частью организации образовательного процесса. Дошкольное учреждение функционирует с 1976 года (здание на Волгоградской). В связи с этим в МАДОУ имеется потребность в постоянном финансировании работ по поддержанию и ремонту. Возможностями для обновления материально-технической базы являются: участие в муниципальном проекте софинансирования, привлечение грантов и спонсорских средств, подана заявка на участие в Правительственной программе «Плавание для всех!» В соответствие с рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в детском саду проведена оценка и анализ инфраструктуры, составлен перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей детского сада. Таким образом, в МАДОУ имеется потребность обновления инфраструктуры детского сада в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к условиям осуществления образовательного процесса в рамках реализации образовательного стандарта, обеспечивающей реализацию различных видов 9 детской деятельности и решению задач с учетом социокультурных, региональных особенностей детского сада как в здании, так и на территории. В соответствие с национальными целями и стратегическими задачами развития РФ, в точности развития цифровой образовательной среды детского сада необходимо продолжать проводить работу по оборудованию рабочих места педагогов, в том числе и специалистов, а также обеспечить применение информационно-коммуникационных технологий педагогическими работниками детского сада в образовательной деятельности. В соответствие с указами президента в Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в МАДОУ выявлена проблема уменьшения численности детей 5-7 лет, охваченных дополнительным образованием и увеличение количества детей раннего возраста с 1,5 до 3 лет. В связи с планированием комплектования на 2024-2027 г.г. принято решение учесть данную тенденцию и предусмотреть востребованные программы дополнительного образования для данного контингента обучающихся. Федеральная программа определяет необходимые кадровые условия для реализации. Основным персоналом детского сада являются педагогические работники. С 2020 по 2023 год в коллективе увеличилась доля педагогов с высшим педагогическим образованием, что составляет 63%, 1 педагог окончил магистратуру, 2 педагога продолжают обучение в учреждениях высшего профессионального образования. В обозначенный период в коллективе увеличилась доля педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию (35% педагогов). 27% педагогов МАДОУ являются экспертами, наставниками по вопросам реализации образовательного стандарта, аттестации педагогических работников. В МАДОУ работают педагоги с большим педагогическим стажем: в 2022 году 32 % педагогов имели стаж более 20 лет. На смену приходят молодые педагоги с опытом работы от 0 до 3 лет. С 2022 года увеличивается их доля в коллективе (Приложение 1). Систематическое обучение педагогов на курсах повышения квалификации и по программам переподготовки в дальнейшем поможет решить кадровый дефицит и обеспечит возрастную ротацию педагогических кадров. Возникает потребность и возможность реализации указов Президента РФ в части организации наставничества. С сентября 2023 года МАДОУ является базовой площадкой реализации районного проекта «Школа молодого педагога ДОУ «Новое поколение» в рамках которого педагогинаставники МАДОУ (7 человек) передают свой опыт, знания молодому поколению как внутри дошкольного учреждения, так и за его пределами. Педагоги детского сада (45%) активно участвуют в конкурсах муниципального и регионального уровня, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс нововведения педагогической практики, обеспечивают максимально возможное качество реализации основной образовательной и адаптированных программ. На сегодняшний день существует необходимость активизации методического сопровождения педагогов в ходе обновления аттестационных процессов и повышения уровня квалификационных категорий. Изменения, происходящие в системе дошкольного образовании, обновление его содержания требуют постоянного повышения квалификации педагогов через различные формы. Для решения задачи курсовой подготовки осуществлен анализ профессиональных дефицитов педагогов, организовано сотрудничество с МБУ ИМЦ «Екатеринбургским Домом Учителя», Уральским государственным педагогическим 10 университетом, «Институт развития образования», «Свердловский областной педагогический колледж». Для включения всего педагогического коллектива в трансляцию собственных разработок в ходе конкурсов профессионального мастерства и транслирования опыта необходима организация конкурсного движения в рамках МАДОУ с перспективой выхода на более высокий уровень. Раздел 3. Сущность и окружение Программы развития МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 3.1. Концепция развития дошкольной образовательной организации Целевые установки, обозначенные в федеральных и региональных нормативноправовых документах, акцентируют внимание на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, увеличение числа высококвалифицированных работников, детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. В основу реализации Программы развития положен современный проектно-целевой подход, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы педагогических работников, образовательные потребности и интересы воспитанников и родительской общественности и социальных партнеров. 3.2. Цель Программы развития Формирование образовательного пространства, обеспечивающего доступность и качество дошкольного образования. 3.3. Задачи Программы развития Цель будет достигнута в процессе реализации следующих задач: 1. Обновить образовательную инфраструктуру детского сада и предметно пространственную среду, обеспечивающую проживание ребенком всех этапов раннего и дошкольного детства. 2. Обеспечить преемственность содержания программ дошкольного образования и начального образования; 3. Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогических работников в условиях введения новых нормативно правовых требований; 4. Создать условия для приобщения детей (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями) к базовым, социокультурным ценностям путем объединения усилий семьи, детского сада, социальных партнеров. 11 Задача 1. Обновить образовательную инфраструктуру детского сада и предметно пространственную среду, обеспечивающую проживание ребенком всех этапов раннего и дошкольного детства. Планируемый результат Наличие инфраструктурных объектов в МАДОУ (лаборатория, сенсорная комната, электронная библиотека) Оснащение территории и зданий полифункциональным оборудованием с учетом организации разных видов детской деятельности, обеспечивающим поддержку самостоятельности и творческой инициативы. Создание и внедрение цифровой образовательной среды в детском саду Оснащение вариативной части инфраструктуры в детском саду по приобщению детей к социокультурным ценностям, традициям своего народа Приобретение оборудования и средств обучения экологической направленности 12 Показатель Количество объектов Значение показателя 3 Доля педагогов, использующих возможности созданной развивающую предметнопространственной среды с целью поддержки детской инициативы. 100% Доля детей, проявляющих инициативу и самостоятельность (по данным педагогического наблюдения) (%) Количество технических средств обучения: мобильная интерактивная доска, (единиц) Количество оборудованных рабочих мест сотрудников (единиц) Количество созданных уголков (центров) в группах и помещении дошкольного учреждения в рамках регионального компонента по приобщению детей к культуре страны, края Урала, (единиц) Количество приобретенных единиц оборудования по формированию экологического воспитания, (шт.) 75% 2 3 11 2 Расширение системы дополнительного образования для формирования детских способностей и развития одаренности 2. Обеспечить преемственность содержания программ дошкольного образования и начального образования 3. Повысить психологопедагогическую компетентность педагогических работников в условиях введения новых нормативно правовых требований Количество вновь введенных дополнительных образовательных программ спортивной, оздоровительной, социальной направленности, (количество) Доля детей, охваченных дополнительным образованием (%) Формирование учебных Доля детей предпосылок и уровня подготовительных готовности детей групп, у которых по общеразвивающих и итогам обследования компенсирующих групп школьной зрелости к обучению в школе сформированы детьми предпосылки к учебной деятельности (%) Удовлетворенность участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг (%) Доля детей групп компенсирующей направленности, имеющих индивидуальную траекторию (маршрут) развития на основе заключения комиссии и ИПРА (для ребенкаинвалида) Организация Доля педагогов, деятельности вовлеченных в инновационных и инновационную экспериментальных деятельность (%) площадок, обеспечение методического сопровождения педагогов Разработка и Доля педагогов, реализация владеющих умениями индивидуальноработать по ориентированных приобщению детей к 13 не менее 2 не менее 80 % не менее 100 % не менее 93 % не менее 100 % 100 % 100 % маршрутов повышения квалификации и профессионального развития педагогов, обеспечивающие готовность работать в инновационном режиме Рост доли педагогов и административных работников, повышающих уровень профессионального мастерства 4. Создать условия для приобщения детей (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями) к базовым, социокультурным ценностям путем объединения усилий семьи, детского сада, социальных партнеров. Заключены договор о сетевом взаимодействии с ФГБОУ ВО «УрГПУ», культурным практикам Доля педагогических работников, представивших опыт практических результатов образовательной деятельности, (%) Доля педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию (%) Доля педагогов, принявших участие в профессиональных конкурсах различного уровня (%) Доля сотрудников, ведущих работу в качестве эксперта и (или) тьютора, консультанта, наставника по соответствующей специализации; по вопросам развития системы образования, аттестации педагогических и руководящих работников Разработка и реализация программы «Широка страна моя родная» в рамках основной образовательной программы (%) Доля воспитанников с высоким уровнем сформированности представлений поликультурных ценностях, общественных норм и традиций (%) 14 60 % 50 % 60 % не менее 30 % 40 % 55% Организовано взаимодействие с родителями (законными представителями), непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания проектов совместно с семьей на основе выявления их потребностей и инициатив, участие в социальных акциях Участие воспитанников в конкурсном движении Доля мероприятий, включенных в годовой план, направленных на патриотическое, духовно-нравственное и здоровьеформирующее воспитание и экологическое (%) Доля родителей, участвующих в мероприятиях детского сада, (%) Доля детей, охваченных конкурсным движением, (%) Доля участников с победами и призовыми местами, (%) 80% не менее 50% не менее 50% не менее 3% Раздел 4. Механизм реализации Программы развития Механизмом реализации Программы развития является достижение целевых показателей и осуществление мероприятий, определяемых тематическими проектами, построенными на принципе интеграции, обеспечивающими включение всех участников образовательных отношений, позволяющими реализовать цель и задачи. С целью контроля достигаемых результатов применяется метод оценки выполнения мероприятий для определения достижений по реализации проектов по сравнению с запланированными характеристиками как во время стадии реализации (промежуточные показатели), так и после ее завершения (итоговые показатели). Промежуточные результаты используются для внесения изменений в проекты Программы развития, итоговые показатели констатируют эффективность ее реализации. 15 Проект «Образовательное пространство» В рамках реализации проекта предполагается обновить образовательную инфраструктуру МАДОУ в соответствии с Федеральной образовательной программой и образовательным стандартом, обеспечивающую проживание ребенком, в том числе детей с ОВЗ, всех этапов раннего и дошкольного детства. Планомерное обновление и обогащение инфраструктурных объектов в МАДОУ (ИЗО-студии, достаточным количеством современного игрового и цифрового оборудования позволит реализовать образовательные программы для воспитанников с 1,5 до 7(8) лет. Создание в МАДОУ программнометодических, материально-технических условий реализации образовательных программ дошкольного образования позволит педагогам реализовать детские культурные практики. Оснащение групповых прогулочных участков оборудованием, для организации всех видов детской деятельности, обеспечит поддержку самостоятельности и творческой инициативы дошкольников позволит расширять возможности образовательного пространства в МАДОУ, в том числе и для реализации программ дополнительного образования различных направленностей. Проект «Современный педагог» Данный проект позволит развить кадровый потенциал и формировать кадровый резерв в соответствии с потребностями современной системы образования. Реализация проекта обеспечит методическое сопровождение педагогов для полноценной самореализации индивидуальных образовательных маршрутов. Особое внимание в проекте уделяется активизации творческого потенциала педагогов по обобщению и представлению педагогического опыта, трансляцию работы инновационных и экспериментальных площадок. Важное направление работы - участие в профессиональных конкурсах как внутри МАДОУ, так и на уровне муниципалитета. Планомерная работа по программам повышения квалификации и переподготовки по различным направлениям, в том числе по Федеральной образовательной программе и региональной программе «СамоЦвет» способствует освоению педагогами современными информационными и педагогическими технологиями. Проект «Юные патриоты» Работа по данному проекту создает условия для приобщения детей (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями) к базовым, социокультурным ценностям российского народа путем объединения усилий семьи, детского сада, социальных партнеров. Посредством сетевого взаимодействия с «Уральским государственным педагогическим университетом» организована работа экспериментальной площадки «Научно-методическое сопровождение педагогов в процессе патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста по программе «Широка страна моя родная». Идет обобщение и трансляция опыта организации детских практик по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в качестве публикаций методических разработок, семинаров, выставок в соответствии с работой методических объединений педагогов Верх-Исетского района, Ассоциации педагогов дошкольного образования города Екатеринбурга. Разрабатываются и реализуются образовательные траектории, идет создание познавательных маршрутов по патриотическому воспитанию в 16 части образовательных программ МАДОУ, формируемых участниками образовательных отношений на основе образовательной программы «Самоцвет». Проект «Растем вместе» Реализуя проект идет создание единого образовательного пространства во взаимодействии МАДОУ с родителями (законными представителями) и социальными партнерами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста. Через систему сотрудничества МАДОУ с социальными партнерами (заключение договоров о сотрудничестве с целью организация совместных мероприятий в рамках реализации образовательных программ дошкольного учреждения) обеспечено создание условий для всестороннего развития способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Родители (законных представителей) включаются в образовательную деятельность МАДОУ через участия в событиях разной направленности. Повышается психолого-педагогическая компетенция родителей (законных представителей в условиях организации сообщества «Компетентный родитель» и посредством использования информационно-коммуникационных технологий (социальная сеть ВКонтакте, официальный сайт МАДОУ). 17 Раздел 5. Финансовое обеспечение программы развития Наименование мероприятия Итоговые затраты, руб. 1. Обновить образовательную инфраструктуру детского сада и предметно пространственную среду, обеспечивающую проживание ребенком всех этапов раннего и дошкольного детства. Создание инфраструктурных объектов в МАДОУ Бюджетные 20 000 20 000 20 000 600 000 средства Внебюджетные 10 000 20 000 10 000 40 000 средства Оснащение территории изданий полифункциональным Бюджетные 50 000 50 000 50 000 150 000 оборудованием с учетом организации разных видов детской средства деятельности, направленной на поддержку детской Внебюджетные 10 000 20 000 10 000 40 000 самостоятельности и инициативы средства Оборудование кабинетов специалистов для коррекционно- Бюджетные 10 000 10 000 10 000 30 000 развивающей работы с детьми с ОВЗ средства Внебюджетные 20 000 15 000 10 000 45 000 средства Приобретение методических пособий для обеспечения реализации Бюджетные 100 000 0 0 100 000 регионального компонента программы средства Внебюджетные 0 0 0 0 средства Оборудование рабочих мест для создания и внедрения цифровой Бюджетные 0 100 000 1 100 000 образовательной среды в детском саду, в том числе автоматизации средства процессов эксплуатации инфраструктуры дошкольного учреждения Внебюджетные 0 0 0 0 средства Приобретение программно-методического обеспечения по Бюджетные 20 000 20 000 20 000 60 000 вопросам экологического воспитания средства Приобретение вариативными дидактических пособий в соответствии с моделями, обеспечивающими формирование Источник финансирования Внебюджетные средства Бюджетные средства 18 Затраты на реализацию, руб. 2024 2025 2026 10 000 10 000 10 000 30 000 10 000 10 000 10 000 30 000 духовно-нравственных ценностей воспитанников, в рамках экспериментальной площадки «Широка страна моя родная» Приобретение малых архитектурных форм на прогулочных участках Внебюджетные 0 0 0 0 средства Бюджетные 50 000 50 000 50 000 150 000 средства Внебюджетные 0 0 0 0 средства Оборудование спортивной площадки (здание на Волгоградской) Бюджетные 0 0 500 000 500 000 средства Внебюджетные 0 0 0 0 средства Реконструкция плавательного бассейна (здание на Волгоградской) Бюджетные 0 500 000 0 500 000 средства Внебюджетные 0 50 000 0 50 000 средства 2. Обеспечить преемственность содержания программ дошкольного образования и начального образования Анализ программ дошкольного образования и начального Бюджетные 0 0 0 0 образования. Разработка памяток, буклетов, наглядных материалов средства Внебюджетные 0 0 10 000 0 для педагогов ДОУ, начальной школы родителей. средства 3. Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогических работников в условиях введения новых нормативно правовых требований Повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку в Бюджетные 10 000 10 000 10 000 30 000 соответствии с Федеральной образовательной программой средства дошкольного образования и направлениями инновационной Внебюджетные 10 000 10 000 10 000 30 000 деятельности МАДОУ средства Приобретение методической литературы для организации Бюджетные 10 000 10 000 10 000 30 000 самообразования педагогических работников средства Внебюджетные 0 0 0 0 средства 4. Создать условия для приобщения детей (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями) к базовым, социокультурным ценностям путем объединения усилий семьи, детского сада, социальных партнеров. Заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с ФГБОУ ВО Бюджетные 0 0 0 0 «УрГПУ» в рамках экспериментальных и инновационных площадок средства Внебюджетные 30 000 30 000 30 000 90 000 средства 19 Включение родителей (законных представителей) в проектную деятельность, в том числе в совместными социальные акции и проекты Изготовление и размещение рекламы и информационных буклетов, стендов Использование современной цифровой среды для консультирования и педагогического просвещения родителей Бюджетные средства Внебюджетные средства Бюджетные средства Внебюджетные средства Бюджетные средства Внебюджетные средства ИТОГО 20 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 10 000 10 000 10 000 30 000 0 0 0 0 0 0 0 0 380 000 945 000 800 000 2 125 000 Раздел 6. Показатели эффективности Программы развития. Задача 1. Обновить образовательную инфраструктуру детского сада и предметно пространственную среду, обеспечивающую проживание ребенком всех этапов раннего и дошкольного детства. 2. Обеспечить преемственность содержания программ дошкольного образования и начального образования 3. Повысить психологопедагогическую компетентность Наименование контрольного показателя Доля педагогов, использующих возможности созданной развивающую предметнопространственной среды с целью поддержки детской инициативы, обогащения детской деятельности игровыми пособиями и оборудованием Количество созданных уголков (центров) в группах и помещении детского сада в рамках регионального компонента по приобщению детей к культуре страны, края Урала в рамках экспериментальной площадки УрГПУ Количество технических средств обучения: мобильная интерактивная доска Количество оборудованных рабочих мест специалистов для организации коррекционноразвивающей работы Доля детей подготовительных групп, у которых по итогам обследования школьной зрелости сформированы предпосылки к учебной деятельности Доля педагогов, вовлеченных в инновационную деятельность Доля педагогов, владеющих умениями по приобщению детей к культурным практикам 21 Единица измерения показателя Текущее значение показателя Плановое значение показателя по годам реализации Программы 2025 2026 60 80 Целевой ориентир % 2024 40 единиц 11 14 16 17 единиц 4 5 5 6 единиц 5 6 7 8 % 70 75 75 80 % 35 45 55 75 % 50 70 85 100 2027 100 педагогических работников в условиях введения новых нормативно правовых требований 4. Создать условия для приобщения детей (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями) к базовым, социокультурным ценностям путем объединения усилий семьи, детского сада, социальных партнеров. Доля педагогов, прошедших ПК по ФОП и ФАОП ДО, организации цифровой среды в ДОУ Доля педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию Доля педагогов, участвующих в открытых методических мероприятиях и (или) имеющих публикации по материалам инновационной деятельности Доля педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня Доля мероприятий, включенных в годовой план, направленных на патриотическое, духовнонравственное и здоровьеформирующее воспитание Доля воспитанников с высоким уровнем сформированности представлений поликультурных ценностях, общественных норм и традиций Доля детей, имеющих положительные результаты коррекции социально-коммуникативных процессов % 40 60 80 100 % 30 35 45 50 % 55 60 70 80 % 35 45 55 60 % 25 45 65 80 % 25 35 45 55 % 60 70 80 90 Доля детей, участвующих в конкурсном движении % 25 35 45 50 Доля родителей, участвующих в образовательных мероприятиях детского сада Доля положительных отзывов родительской общественности о деятельности МАДОУ % 25 35 45 50 % 60 70 75 80 Количество включенных в партнерское взаимодействие организаций, заинтересованных в сотрудничестве и развитии МАДОУ, в сравнении с ожидающими результатами количество 3 5 7 8 22 Приложение 1 год Образование педагогов МАДОУ (общее количество/процент от общего количества педагогов) Высшее образование Среднее профессиональное образование Общее количество педагогов Послевузовское образование - магистратура 2020 2021 2022 15/100% 16/100% 25/100% 9/60% 11/69% 15/60% 6/40% 5/21% 10/40% 0/0 0/0 0/0 2023 30/100% 19/63% 11/34% 1/3% год 2020 2021 2022 2023 Общее количество педагогов 15/100% 16/100% 25/100% 30/100% Стаж педагогической работы педагогов в МАДОУ (общее количество/процент от общего количества педагогов) 0-5 лет 5-10 лет 10-20 лет 2/13% 2/12% 7/28% 7/23% 3/20% 4/25% 5/20% 9/30% 6/40% 4/25% 5/20% 6/20% Более 20 лет 4/27% 6/38% 8/32% 8/27% Педагоги МАДОУ аттестованы (общее количество/процент от общего количества педагогов) год Общее количество Высшая Первая квалификационная Соответствие Не аттестованы педагогов квалификационная категория занимаемой категория должности 2020 15/100% 5/33% 10/67% 0/0 0/0 2021 16/100% 6/38% 10/62% 0/0 0/0 2022 25/100% 8/32% 15/60% 0/0 2/8% * 2023 30/100% 9/30% 15/50% 0/0 6/20%* *Не аттестован 2 педагога – вновь устроившихся на работу в 2022 году (молодой специалист). *Не аттестовано 6 педагогов - вновь устроившихся на работу в 2022 году - 2; вновь устроившихся на работу в 2023 году - 4 (молодые специалисты) 23