Содержание 1. Пояснительная записка 1.1. Основные цели. Новизна 1.2. Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы дополнительного образования «Хореография»: • Кадровые условия • Материально-техническое обеспечение • Дидактические условия 2. Календарный учебный график 3. Учебный план 4. Рабочая программа 4.1.«Азбука танца» 4.2.«Язык танца» 4.3. «Этикет танца» 4.4.«Игра-начало театра» 4.5.«Репертуар» 5. Целевые ориентиры освоения детьми образовательной программы дополнительного образования « Хореография» 6. Оценочные материалы освоения детьми образовательной программы дополнительного образования « Хореография» 7.Методические материалы 3 3 4 4 5 5 7 8 11 35 37 43 2 Пояснительная записка. Данная Образовательная программа рассчитана на музыкальных руководителей и педагогов – хореографов, работающих с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования. Необходимость разработки Образовательной программы «Хореография» для детей 3-7 лет обусловлена запросом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 115 и отсутствием концепции и системности в обучении детей дошкольного возраста основам танцевального искусства. По мнению Крейга (Г.Крейг, 2000), у дошкольников сложно провести границу между моторным и перцептивным развитием, с одной стороны, и когнитивным – с другой. Отсутствие системной и чёткой концепции этого направления в дошкольном образовании приводит к фрагментарности в разработках по данному вопросу. Это побудило к созданию данной программы для детей дошкольного возраста с 4 лет. Настоящая программа разработана на основе следующих документов: - Закона РФ «Об образовании» ФЗ- 273; - Федерального закона ФЗ-99; - Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; - СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольной образовательной организации»; - Устава МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115. Структурно программа представляет собой комплекс из 4 модулей, каждый из которых состоит из психо-физиологического обоснования, тематического плана, содержания курса, требований к уровню подготовки детей. В учебно-методическое обеспечение занятий входят литературное и практическое приложение. Основные принципы, заложенные в данную программу: танец как способ «проживания» ребёнком ситуации, игра как способ познания и отражения жизни, сочетание коллективного и индивидуального творчества, единство чувственного и рационального. Музыка даёт «команды» движению, движение – отображает характер музыки. Одним их основных принципов в создании и воспроизведении ребёнком танца является целостность восприятия образа. Согласно этим принципам выбрана и форма подачи учебного материала - Театр танца как синтез искусств. 3 1.1.Основные цели программы: • Педагогическая – обеспечить условия для развития творческих способностей детей. • Образовательная – развить детей средствами искусства, сформировать восприятие музыкальных образов и способности выражать их в движении, основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах роста и развития детей дошкольного возраста, данная программа позволит педагогу двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к взрослению». • Развивающая – стимулировать познавательные процессы личности ребенка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально-волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка. (невербальными средствами коммуникации). •Воспитывающая – повысить двигательную активность и движенческую культуру слабовидящего ребенка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и любознательность детей, развить художественный вкус. Ознакомить ребенка с этикетом танца. Кроме того, выбранная форма нравственного здоровья ребенка. – эффективное средств формирования Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения. По содержанию программа представляет: Подготовительный уровень: «Игра - начало театра», который предполагает обучение детей с 3-4 лет. Рассчитан на один год. Задача подготовка ребенка к овладеванию навыками «мышления телом». Первый уровень: «Искусство танца» рассчитан на два года для детей с 4-5 лет. Задача - расширить лексику движений ребенка, развить его двигательную память. Второй, заключительный уровень: «Театр Танца» для детей с 5- 6-ти лет позволяет непосредственно создавать с детьми танцевальные миниатюры и спектакли. Новизна программы состоит в том, что система обучения танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; соблюдается личностно - центрированный подход в обучении хореографии; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы. 4 1.2.Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы дополнительного образования «Хореография»: Кадровые условия В МАДОУ № 115 созданы необходимые кадровые условия для реализации образовательной программы дополнительного образования « Хореография». Музыкальный руководитель имеет необходимые навыки для преподавания хореографии воспитанниками МАДОУ: № ФИО 1 Абрамова Германовна Образование Елена Высшее специальное Стаж 27 лет Материально-техническое обеспечение. Занятия по хореографии проводятся в музыкальном зале МАДОУ расположенном на втором этаже здания. Для успешного осуществления программы имеется следующее оборудование и атрибуты: • Аудиоаппаратура. • Фортепиано. • Телевизор • Flesh-носители с записями программных танцев. Форма для занятий: Девочки: белые футболки, белые юбки, носочки, удобная для занятий мягкая танцевальная обувь, волосы хорошо подобраны. Мальчики: белые футболки, черные шорты, мягкая обувь – чешки. • Платочки 25 *25 см по количеству детей в группе. • Ленточки 50 см. на кольцах, желательно разных (по 2 на человека). • Погремушки (по 2 на человека). • Султанчики (по 2 на человека). • Флажки разноцветные (по 2 на человека). • Корзинки с цветами, веночки, искусственные цветы по 10шт. • Атрибуты для сюжетно - ролевых танцев. цветов Дидактические условия: Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Приемы: • игра; • беседа; 5 • показ видеоматериалов; • показ педагогом; • наблюдение. Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий: Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов. 6 Календарный учебный график Образовательной программы дополнительного образования «Хореография» № 1 Наименование курса Курс "Игра-начало театра" для детей 3-4-х лет «Хореография» - «Азбука танца» - «Язык танца» - «Этикет танца» - «Игра-начало театра» - «Репертуар» 2 Курс "Искусство танца" для детей 5-6лет «Хореография» - «Азбука танца» - «Язык танца» - «Этикет танца» - «Игра-начало театра» - «Репертуар» 3 Курс "Искусство танца" для детей 6-7лет «Хореография» - «Азбука танца» - «Язык танца» - «Этикет танца» - «Игра-начало театра» - «Репертуар» Месяц октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь Количество часов в неделю 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Занятия проводятся во второй половине дня. "Игра-начало театра" для детей 3-4-х лет: 1 раз в неделю по 20 минут. "Искусство танца" для детей 5-6лет: 2 раза в неделю по 25 минут. "Искусство танца" для детей 6-7лет: 2 раза в неделю по 30 минут. 7 Всего часов в месяц 5 4 4 3 4 4 4 3 3 10 8 8 6 8 8 8 6 6 10 8 8 6 8 8 8 6 6 Всего часов в год 34 68 68 Учебный план по курсу "Игра-начало театра" для детей 3-4 лет Раздел Тема Кол-во часов Теория " Азбука танца" " Язык танца" " Этикет танца" " Игра-начало театра" Репертуар Постановка корпуса Ходьба Бег Прыжки Подскоки Притопы Упражнения для кистей и рук Упражнения для головы Партерная гимнастика Упражнения для корпуса Итого Танцевальные движения Парные движения Упражнения с предметами Ориентация в пространстве Итого поклон Итого Работа над мимикой лица Этюды Слушанье музыки Итого «Пальчики-ручки» «Согревалочка» «Заинька» «Енотик» «Гуляем и пляшем» «Утята» «Танец с платочками» «Сапожки» «Ножка» «Помирились» «Неваляшка» Итого итого по всем разделам 8 0,1 0,1 0,5 0,3 0,2 0,3 0,5 0,5 0,8 0,2 2,0 1,5 1.5 1,0 1.0 5,0 0.5 0.5 1,0 1,0 0.5 2.5 0,2 0,2 0,2 0,2 2,5 2,5 2,5 2,5 0.2 0,3 0,3 2,5 10,0 Практика 1,0 1.0 2,0 1.0 1,0 1,0 0,5 0,5 1.5 0,5 5,0 2,5 2,5 4,0 3,0 12,0 2,0 2,0 1.5 2,0 1,5 5,0 0,4 0.4 0,5 0,6 0,5 0,6 0,5 0,6 0,5 0,6 0,5 6,0 24,0 Итого 0.6 0,6 1,25 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 1,2 0,4 3,5 2,0 2,0 2,5 2,0 17,0 2,5 2,5 2,5 2,0 3,0 7,5 0,6 0,6 0.7 0,8 0,8 0,5 0,8 1,0 0,7 1,0 0,8 8,5 34,0 Раздел Тема Учебный план по курсу "Искусство танца" для детей 5-6лет Кол-во часов Теория " Азбука танца" 0,2 1,0 1,2 Ходьба 0,3 1.0 1,3 Вот 0,5 2,0 2,5 Прыжки 0,3 1.0 1,3 Подскоки 0,4 1,0 1,4 Притопы 0,3 1,0 1,3 Упражнения для кистей, пальцев и рук 0,5 0,5 1,0 Упражнения для головы 0,5 0,5 1,0 Партерная гимнастика 0,8 1.5 2,3 Упражнения для корпуса 0,2 0,5 0,7 4,0 10,0 14,0 Танцевальные движения 1,5 2,5 4,0 Парные движения 1.5 2,5 4,0 Упражнения с предметами 1,0 4,0 5,0 1.0 3,0 4,0 5,0 12,0 17,0 поклон 1,0 4,0 5,0 Итого 1,0 4,0 5,0 2,0 2,0 3,0 2,0 5,0 4,0 1,0 5,0 6,0 Ориентация в пространстве Итого " Этикет танца" " Игра-начало театра" Работа над мимикой лица Этюды Слушанье музыки Итого Репертуар Итого Постановка корпуса Итого " Язык танца" Практика 5,0 10,0 15,0 "Лявониха" 0,4 0,8 1,2 "Полька- шутка 0,4 0.8 1,2 "Прощаться-здороваться" 0,4 1.0 1,4 1,2 1,6 "Пляска парами" 0,4 | Толстушки" 0,5 1,0 1,5 "Веселые ладошки" 0,5 1.2 1,1 " Танец кукол" 0,5 1.0 1,5 " Танец с мячиком" 0.5 1.5 2,0 "Пляска с султанчиками" 0.4 1.0 1,4 " Куклы-неваляшки" 0,5 1.5 2,0 0,5 1,0 1,5 5.0 20,0 12,0 48,0 17,0 68,0 "Кузнечик" Итого итого по всем разделам 9 Учебный план по курсу "Искусство танца" для детей 6-7лет • Раздел Тема " Азбука танца" " Язык танца" " Этикет танца" " Игра- начало театра" Кол-во часов Постановка корпуса Ходьба Бег Прыжки Подскоки Притопы Упражнения для кистей, пальцев рук для головы Упражнения Партерная гимнастика Упражнения для корпуса Итого Танцевальные движения Парные движения Упражнения с предметами Ориентация в пространстве Итого Поклон Итого Работа над мимикой лица Этюды Слушанье музыки Итого Репертуар "Полька-тройка" "Разноцветная игра» "Кузнечик" Танец Гномов" Северное сияние" "Танец с балалайками" " Танец Муравьишек" " Полянка" "Резвые лошадки" " Упала шляпа" "Миллион алых роз" Итого итого по всем разделам 10 Теория 0,2 0,3 0,5 0,3 0,4 0,3 0,5 0,5 0,8 0,2 4,0 1,5 1.5 1,0 1.0 5,0 1,0 1,0 Практика 1,0 1.0 2,0 1.0 1,0 1,0 0,5 0,5 1.5 0,5 10,0 2,5 2,5 4,0 3,0 12,0 4,0 4,0 Итого 1,2 1,3 2,5 1,3 1,4 1,3 1,0 1,0 2,3 0,7 14,0 4,0 4,0 5,0 4,0 17,0 5,0 5,0 2,0 3,0 5,0 2,0 1,0 5,0 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0.5 0.4 0,5 0,5 5.0 20,0 2,0 5,0 10,0 0,8 0.8 1.0 1,2 1,0 1.2 1.0 1.5 1.0 1.5 1,0 12,0 48,0 4,0 6,0 15,0 1,2 1,2 1,4 1,6 1,5 1,1 1,5 2,0 1,4 2,0 1,5 17,0 68,0 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 Юридический.адрес: 620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская 180а Фактический.адрес: 620102, г. Екатеринбург ул. Волгоградская 180а 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная 34-а тел.8 (343) 234-19-71(70) mdou115@eduekb.ru РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ХОРЕОГРАФИЯ» РАЗДЕЛ 1. «АЗБУКА ТАНЦА» Автор: Абрамова Елена Германовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022 11 РАЗДЕЛ 1. «АЗБУКА ТАНЦА» для детей 4-5 лет. 1. Постановка корпуса: • «Деревце» макушка тянется вверх. 2. Ходьба: • простой шаг в разном темпе и характере. М.р. 2\4, 4\4. (спокойный - гуляем, четкий- маршируем, мягкий- как у лисички, кошечки); • на носках; • на пятках; • со скошенной стопой (мишка идет по лесу). З. Бег: • мелкий, легкий: м.р. 2/4., Переступания на 1/8 каждого такта (листики полетели, бегут мышата, рассыпались горошинки). 4. Ходьба и бег в сочетании: • мягкий шаг и мелкий бег: м.р. 2/4. Музыкальное сопровождение двухчастной формы, построенное на контрасте (мыши и кошка). 5. Прыжки: • на двух ногах: м.р. 2/4 , темп умеренный. В конце года вариант с продвижением вперед, назад, на месте (прыгают зайчики, испугались лисы, кенгуру в зоопарке). 6. Бег и прыжки в сочетании: • по принципу контраста (в динамических оттенках: тихогромко, быстро -медленно, ритмических рисунках). 7. Притопы: • удар одной ногой в пол всей ступней, по 1/4, 1/8 каждого такта («По дорожке, по дорожке»). 8. Упражнение для кистей, пальцев и рук: • Руки: поднимаем (вперед, в стороны, вверх одну или две), затем опускаем. Вытягиваем (вперед, в стороны, вверх), затем опускаем. Упражнения на мышечные ощущения: («Растягиваем резинку», затем резко сводим руки вместе, гладим водичку). • Кисти: «звенят колокольчики», «стряхиваем водичку», «обмахиваемся», «до свидания». • Пальцы: «сжимаем» кулачок, «выбрасываем» пальцы. 9. Взмахи руками: (крупные движения) • «Качаемся на качелях»: С «пружинкой» в коленях, делаем хороший взмах рук вверх, затем мягко опускаем их вниз, попеременное поднятие одной и другой руки. 10. Упражнения на поднимание и опускание плеч: • Характер мягкий, спокойный и веселый, резвый. «Незнайка пришел», «плечики вздыхают»: м.р. 2\4. 11. Упражнение для головы: 12 • наклоны вперед (птичка пьет водичку); • наклоны в сторону: (маленькие часики), м.р. 2/4 , на 1/4 каждого такта. 12. Упражнение для корпуса: • небольшие наклоны в сторону (неваляшки); • наклоны корпуса вперед (подъемный кран). РАЗДЕЛ 1. «АЗБУКА ТАНЦА» для детей 5-6 лет. 1. Постановка корпуса: • продолжение работы над подтянутостью спины; • красивой постановкой головы; • ощущением «развернутости» плеч. 2. Ходьба: • Простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы): • в спокойном темпе; • равномерном ритме (идем получать золотые медали). Шаг со свободной стопой: • в разном ритме и темпе; • Шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при исполнении шага (разбей лед на луже). • Шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага (не запачкай туфельки). • Шаг назад: исключать сталкивание детей. 3. Движения рук, включаемые в ходьбу: • размахивание вперед; • размахивание назад; • подъем вверх; • подъем в стороны; • руки спрятаны за спину; • движение с использованием хлопков. 4. Бег: • легкий; • равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы вытянут, следить за подтянутостью спины. 5. Прыжки: • легкие; • равномерные; • высокие: по 1/4 такта • низкие: по 1/8 такта. • возможны сочетания прыжков различной длительности и чередование их чередование прыжков и «пружинки» (на преодоление двигательного автоматизма). 6. Поскоки: 13 • Легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во второй половине учебного года (подготовка к этому виду движения проводится с детьми в первой половине года) сочетать поскоки с ноги на ногу с ходьбой на высоких полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились). 7. Притопы: • удары стопы в пол равномерно по три (тройной притоп), различные сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд; • поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза). 8.Упражнение для головы: • наклоны головы вперед (вниз); • в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую (птичка клюет и здоровается клювиком); • полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через верх). 9. Упражнение для плеч: • спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз (одновременно два плеча и поочередно правое - левое) • Круговые движения плечами вперед или назад: • руки могут быть: • опущены вдоль корпуса; • поставлены на пояс; • положение «крылышки утят»; • согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми движениями плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах; • «паровозик едет». 10. Упражнения для корпуса: • активные наклоны в стороны; • наклоны вперед; • перегибы корпуса назад. • Наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на ¼ такта, затем пауза на 1/4. • один подъем и опускание плеч по 1/8 такта. 11. Упражнение для кистей, рук, пальцев: Руки: • к ранее выученным добавляются круговые движения; • круговые движения вперед- назад, к себе - от себя; • круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или собраны в кулак); • Движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов). • работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх 14 (крылья бабочки); • пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем, собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки); • можно использовать пальчиковые игры. Пружинные движения руками: • выразительность и слитность движения; • В качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку энергичного характера м.р. 4/4. Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький воробушек - большой орел, бабочки - жуки, цветы -злюки- закорюки) 12. Партерная гимнастика (упражнения на полу) • Вводится а курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста – напряжение - расслабление. • Исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась, кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения выстраиваются от простого к сложному; • упражнения для стоп, колен, корпуса; • сидя на полу; • лежа на полу для рук, ног, корпуса. РАЗДЕЛ 1. «АЗБУКА ТАНЦА» для детей 6-7 лет. Постановка корпуса: • продолжение работы над подтянутостью спины; • красивой постановкой головы; • ощущением «развернутости» плеч. 2. Ходьба: • Простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы): • в спокойном темпе; • равномерном ритме (идем получать золотые медали). • Шаг со свободной стопой: • в разном ритме и темпе. • Шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при исполнении шага (разбей лед на луже). • Шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага • (не запачкай туфельки). • Шаг назад: исключать сталкивание детей. 3. Движения рук, включаемые в ходьбу: • размахивание вперед; • размахивание назад; • подъем вверх; • подъем в стороны; 1. 15 • руки спрятаны за спину; • движение с использованием хлопков. 4. Бег: • легкий; • равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы вытянут, следить за подтянутостью спины. 5. Прыжки: • легкие; • равномерные; • высокие: по 1/4 такта; • низкие: по 1/8 такта. • Возможны сочетания прыжков различной длительности и чередование их прыжков и «пружинки» (на преодоление двигательного автоматизма). 6. Поскоки: • Легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во второй половине учебного года (подготовка к этому виду движения проводится с детьми в первой половине года) сочетать поскоки с ноги на ногу с ходьбой на высоких полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились). 7. Притопы: • удары стопы в пол равномерно по три (тройной притоп), различные сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд; • поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза). 8. Упражнение для головы: • наклоны головы вперед (вниз); • в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую (птичка клюет и здоровается клювиком); • полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через верх). 9. Упражнение для плеч: • спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз (одновременно два плеча и поочередно правое - левое). • Круговые движения плечами вперед или назад: • руки могут быть опущены вдоль корпуса; • поставлены на пояс; • положение «крылышки утят»; • руки согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми движениями плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах; • «паровозик едет». 10. Упражнения для корпуса: • активные наклоны в стороны; • наклоны вперед; • перегибы корпуса назад. 16 • Наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на 1/4 такта, затем пауза на 1/4. Один подъем и опускание плеч по 1/8 такта. 11. Упражнение для кистей, рук, пальцев: • круговые движения вперед- назад, к себе - от себя; • круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или собраны в кулак). Движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов). • работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх (крылья бабочки); • пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем, собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки); • Можно использовать пальчиковые игры. Пружинные движения руками: • выразительность и слитность движения; • В качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку энергичного характера м.р. 4/4. • Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький воробушек - большой орел, бабочки - жуки, цветы - злюки- закорюки). 12. Партерная гимнастика (упражнения на полу): • Вводится а курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста – напряжение - расслабление. • Исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась, кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения выстраиваются от простого к сложному; • упражнения для стоп, колен, корпуса; • сидя на полу; • лежа на полу для рук, ног, корпуса. 17 18 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 Юридический.адрес: 620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская 180а Фактический.адрес: 620102, г. Екатеринбург ул. Волгоградская 180а 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная 34-а тел.8 (343) 234-19-71(70) mdou115@eduekb.ru РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ХОРЕОГРАФИЯ» РАЗДЕЛ 2. «Язык танца» Автор: Абрамова Елена Германовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022 19 РАЗДЕЛ 2. «ЯЗЫК ТАНЦА» для детей 3-5 лет. 1. Танцевальные движения: • Топающий шаг - по 1/4 каждого такта (в продвижении вперед, в повороте вокруг себя на 360 градусов). • Высокий шаг - по 1 \4 каждого такта (цирковые лошадки, много снега). • Прямой галоп - на 1\4 каждого такта (лошадки скачут) • Выставление ноги на носок (1/4 каждого такта ногу выставить на носок, на 1/4 подставить к опорной ноге). • Выставление ноги на каблук (игровой прием: «Ножка здесь - ножки нет»). Положение рук: • «фонарики»; • «полочка»; • «погрозили». Хлопки: • ладонь о ладонь: звонко - мягко, весело – тихо; • «скользящие» хлопки. Удары: • пальчик о пальчик; • кулачок о кулачок; • удары по плечам; • удары по коленям двумя руками; • попеременные удары. 2. Парные движения Кружение в парах: • «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом); • отход друг от друга назад; • различные виды хлопков в паре; 3. Упражнения с предметами: платочек: • поднимаем медленно; • стряхиваем платочек; • стираем платочек; • зовем платочком; • •выжимаем платочек; • машем платочком. ленточки: • медленно и плавно поднимаем ленточки вверх; • двумя руками; • поочередно; • скрещивая перед собой внизу; • бег, держа ленточки перед собой. погремушки: 20 • • • • встряхиваем погремушку на 1/4 каждого такта; ударяем погремушкой о свободную ладонь; прячем погремушку за спину; те же движения с двумя погремушками (по одной в каждой руке). султанчики: • несем султанчики перед собой; • держим их вертикально; • машем султанчиками перед собой; • прячем за спину; • ударяем султанчиком о султанчик над головой. 4. Ориентация в пространстве. • Разучивание перестроений В следующих рисунках: • круг; • линия; • врассыпную; • стайка. РАЗДЕЛ 2. «ЯЗЫК ТАНЦА» для детей 5-6 лет. 1. Танцевальные движения: Приставной шаг: (шаг - приставить) (поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее): • в сторону (вправо, влево); • вперед; • со статичным положением рук. Топающий шаг: • Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза ¼ такта. Боковой галоп: • Начало разучивания (движение рекомендуется вводить во второй половине года). Полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее их вытягивание - «пружинки: » мягко и резко, но равномерно. • Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками (деревянный Буратино, мягкие ноги у Мальвины). Повороты на двух ногах: • кружимся вокруг себя на полупальцах, равномерное переступание. Вынос ноги на каблук: • с одновременным полуприседанием; • знакомство детей с понятием «опорная нога», « работающая нога». Хлопки: • тройные с паузой по 1/8 такта; 21 • удары ладонь о ладонь; • удары по коленам; • удары по плечам. Шлепки по бедрам. 2. Парные движения: Кружение в парах: • «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом); • отход друг от друга назад; • различные виды хлопков в паре; • поочередное исполнение движений партнера и партнерши; • переходы к другому партнеру во время танца. 3.Упражнения с предметами. Куклы: • покачивание; • передача друг другу. Куклу можно: • посадить на стульчик; • станцевать для нее; • погрозить ей пальчиком; • погладит по голове. Платочек: • ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в небольшие комбинации; • стоя; • продвигаясь простым шагом. Погремушки: • удары или встряхивания по 1/4 такта или 1/8 равномерно или по 3 с последующей паузой; • поочередные у дары погремушкой по правому и левому плечу; • поочередные удары погремушкой по коленям; • тройные удары погремушкой по ладони левой руки. 4. Ориентация в пространстве: • Исполнение основных упражнений и танцевальных различных рисунках: Круг: • один круг; • два круга (концентрических). Линии: • одна линия; • две линии (друг за другом или лицом друг к другу); • «змейка»; • плетем "корзиночку"; Движение: • по кругу (с равными расстояниями между детьми) 22 движений в • в противоположную сторону; • врассыпную; • упражнение «петелька»; • упражнение «воротца»; • движение по кругу в парах. • РАЗДЕЛ 2. «ЯЗЫК ТАНЦА» для детей 6-7 лет. 1.Танцевальные движения: • Приставной шаг: (шаг - приставить) (поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее) • в сторону (вправо, влево); • вперед; • со статичным положением рук. Топающий шаг: • Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза ¼ такта. • Боковой галоп: • Начало разучивания (движение рекомендуется вводить во второй половине года). • Полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее их вытягивание - «пружинки: » мягко и резко, но равномерно. • Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками. Повороты на двух ногах: • кружимся вокруг себя на полупальцах, равномерное переступание. Вынос ноги на каблук: • с одновременным полуприседанием; • знакомство детей с понятием «опорная нога», «работающая нога». Хлопки: • тройные с паузой по 1/8 такта; • удары ладонь о ладонь; • удары по коленам; • удары по плечам. 2. Парные движения: Кружение в парах: • «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом); • отход друг от друга назад; • различные виды хлопков в паре; • поочередное исполнение движений партнера и партнерши; • переходы к другому партнеру во время танца. • Упражнения с предметами. Куклы или мишка • покачивание; • передача друг другу. 23 Куклу можно: • посадить на стульчик; • станцевать для нее; • погрозить ей пальчиком; • погладит по голове. Платочек: • ранее полученные навыки движения с платочком сочетать небольшие комбинации; • продвигаясь простым шагом. 4. Ориентация в пространстве: • Исполнение основных упражнений и танцевальных движений различных рисунках: Круг: • один круг; • два круга (концентрических). Линии: • одна линия; • две линии (друг за другом или лицом друг к другу); • «змейка»; • плетем «корзиночку». Движение: • по кругу (с равными расстояниями между детьми): • в противоположную сторону; • врассыпную; • упражнение «петелька»; • упражнение «воротца»; • движение по кругу в парах. 24 в в 25 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 Юридический.адрес: 620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская 180а Фактический.адрес: 620102, г. Екатеринбург ул. Волгоградская 180а 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная 34-а тел.8 (343) 234-19-71(70) mdou115@eduekb.ru РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ХОРЕОГРАФИЯ» РАЗДЕЛ 3 . «Этикет танца» Автор: Абрамова Елена Германовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022 26 РАЗДЕЛ 3. «ЭТИКЕТ ТАНЦА» для детей 3-5 лет. 1. Поклон. • Разучивание поклона для мальчиков и девочек. • Приглашение к танцу: девочки держат руки во время танца за юбочку, мальчики на поясе. Мальчик подходит к девочке, делает поклон головой. Девочка отвечает поклоном с « пружинкой». • Партнер берет девочку за левую руку правой рукой. Девочки во время танца движутся по наружному кругу, мальчики по внутреннему. При положении пары лицом друг к другу: девочки стоят лицом в круг, мальчики спиной в круг. РАЗДЕЛ 3. «ЭТИКЕТ ТАНЦА» для детей 5-6 лет. 1. Поклон. • Исполняется у мальчиков и девочек по-разному. • Работа над этикетом танца: • Партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца поклоном, девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за танец также, поклоном. • Партнер проводя девочку на танец, смотрит на нее., общается с ней в танце мимикой, жестами, глазами. РАЗДЕЛ 3. «ЭТИКЕТ ТАНЦА» для детей 6-7 лет. 1. Поклон • Исполняется у мальчиков и девочек по-разному. Работа над этикетом танца: • Партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца поклоном, девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за танец также, поклоном: • Партнер проводя девочку на танец, смотрит на нее., общается с ней в танце мимикой, жестами, глазами. 27 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 Юридический.адрес: 620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская 180а Фактический.адрес: 620102, г. Екатеринбург ул. Волгоградская 180а 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная 34-а тел.8 (343) 234-19-71(70) mdou115@eduekb.ru РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ХОРЕОГРАФИЯ» РАЗДЕЛ 4. «Игра – начало театра» Автор: Абрамова Елена Германовна педагог дополнительного образования Екатеринбург 2022 28 РАЗДЕЛ 4. «ИГРА-НАЧАЛО ТЕАТРА» Научить дошкольников: внешнему проявлению эмоциональных состояний по мимикевыразительным движениям мышц лица; внешнему проявлению эмоциональных состояний по пантомимике – выразительным движениям всего тела; внешнему проявлению эмоциональных состояний по вокальной мимике – выразительным свойствам речи; тонкому пониманию всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста, движения тела другого человека. 1. РАБОТА НАД МИМИКОЙ для детей 3-5 лет Передать мимикой следующие образы: Соленый чай. Ем лимон. Сердитый ребенок. Тепло-холодно. Рассердился на драчуна. Обиделся на друга. Удивился подарку. Испугался собаки. Обрадовался встрече с мамой. Провинившийся. РАБОТА НАД МИМИКОЙ для детей 5 – 6 лет Передать мимикой следующие образы: Будь внимателен. Интерес. Получи подарок. Встретил хорошего знакомого. Удивился подарку. Страшно в темноте одному. Чувство вины. Стыдно за обман. Грустно расставаться с другом. Я чищу зубы. РАБОТА НАД МИМИКОЙ для детей 6 – 7 лет Передать мимикой следующие образы: Восторг. Презрение. Кто съел варенье? 29 Горькая конфета. Не сердись! Грязная бумажка. Испугался забияку. Кошка выпрашивает колбаску. Умеем лукавить (подмигивание) 2. ЭТЮДЫ для детей 3--5 лет «Лисичка подслушивает». «Поймать кузнечика». «Удивил фокусник». «Золотые капельки». «Вкусные конфеты». «Первый снег». «Новая кукла». «Стрекоза замерзла». «Северный полюс». «Налил и глотнул соленый чай». «Король боровик не в духе». «Гроза». «Ваське стыдно». «Поссорились и помирились». «Таня-плакса». «В темной норе». ЭТЮДЫ для детей 5-6 лет «Что там происходит». «Кто съел варенье?» «Карлсон». «Я грозный боец». «Негаданная радость». «За стеклом». «Золушка». «Остров плакс». «Хмурый орел». «Злая собака». Чуня просит прощения. «Потерялся». «Змей горыныч». «Маленький скульптор». «Поход в гости». ЭТЮДЫ для детей 6-7 лет: 30 «Собака принюхивается». «Любопытный». «Вожатый удивился». ( по С. Маршаку) «Жар-птица». «Битва». «праздничное настроение». «Чунга-Чанга». «Очень худой ребенок». «Грязная бумажка». «Гадкий утенок». «Разъяренная медведица». «Ночные звуки». «Пожар». «Котята». «Скульптурная группа». «Собака потерялась». 1. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ для детей 4-5 лет Французкая народная песня «Горбуны». Христова Д. «Золотые капельки». Чайковский П. «новая кукла». Герчик В. «Песня стрекозы». Фрида Г. «Появление большой собаки». Мясковский Н. «Тревожная колыбельная». Лысенко Н. «Момент отчаяния». Караева К. «Сцена грозы». СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ для детей 5-6 лет Адигезалова В. «Мне очень весело». Рачева А. «Поссорилиь два петушка». Ферро А. «Гавот». Ломов Т. «На берегу». Сирийская народная мелодия «Факиры». Львова Д. «Хорошее настроение». СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ для детей 6-7 лет Хоффера «Битва». Хакензака Г. «Капризуля». Слонимский С. «ябедник». Окунева Г. «Гримассы». Леднев Р. «Упрямец». Управление образования Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга 31 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 Юридический.адрес: 620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская 180а Фактический.адрес: 620102, г. Екатеринбург ул. Волгоградская 180а 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная 34-а тел.8 (343) 234-19-71(70) mdou115@eduekb.ru РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОРЕОГРАФИЯ» РАЗДЕЛ 5. «Репертуар» Автор: Абрамова Елена Германовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022 32 РАЗДЕЛ 5. «РЕПЕРТУАР» для детей 3-5 лет. Общие танцы: • «Пальчики-ручки». • «Согревалочка». • «Заинька». • «Гуляем и пляшем». • «Сидят гуси на пруду». • «Помирились». • «Стирка». • «Танец с куклами и мишками». • «Танец с платочками». • «Сапожки». • «Утята». • « Ай да я!». Индивидуальные танцы: • «Огоньки». • «Мороженки». • «Снежинки». • «Снегирьки». • «Горошины». • «Подсолнушки». РАЗДЕЛ 5. «РЕПЕРТУАР» для детей 5-6 лет. Общие танцы: • «Лявониха»; • «Полька - шутка»; • «Прощаться - здороваться»; • «Пляска парами»; • «Топотушки»; • «Веселые ладошки»; • «Танец с мячиком»; • «Пляска с султанчиками»; • «Куклы - неваляшки»; • «Кузнечик»; • «Твист». Индивидуальные танцы: • «Поварята»; • «Петрушки - заводные игрушки»; • «Танец кукол»; • «Елочки»; • «Танец сосулек»; • «Танец чашечек». РАЗДЕЛ 5. «РЕПЕРТУАР» для детей 6-7 лет. 33 Общие танцы: «Менуэт»; «Полька-тройка»; «Полянка»; «Разноцветная игра»; «Упала шляпа»; «Весёлая минутка». Индивидуальные танцы: • «Миллион алых роз»; • «Танец Снеговиков»; • «Танец с балалайками»; • «Осенняя рапсодия»; • «Танец гномов»; • «Серебристые снежинки». 5. Целевые ориентиры по «Хореографии» для детей 4-5 лет Возможные достижения на этапе окончания курса: Знания: • Правила исполнения движений в паре. • Тему контрастов в музыке и движении. • Простейшую терминологию «Азбуки танца». • Правила поведения в танцевальном зале. Умения: • Откликаться на динамические простейшие ритмические рисунки. оттенки в музыке и • Реагировать на музыкальное вступление (раздел «Этикет танца»). • Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы раздела «Язык танца»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп, полуприседания, повороты. • Свободно владеть платочком, фонариком, погремушкой. • Давать характеристику музыкальному произведению. • Хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков. • Эмоционально передавать доступные для понимания образы (лисички, зайчика, лошадки, кошки, котенка, мишки, мышки...) • Овладеть репертуаром, предлагаемым для изучения по курсу (с помощью взрослого - по показу). Целевые ориентиры по «Хореографии» для детей 5-6 лет 34 Возможные достижения на этапе окончания курса: Знания: • Динамические оттенки в музыке. • Несколько исходных положений для исполнения движений в паре (положение при исполнении народного и бального танца). • Особенности и применение трех видов поклона (в народном и бальном характерах, при приветствии педагога). • Правила исполнения движений в паре. Умения: • Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах) • Делать поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и темпом музыки. • Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять их в свободных композициях, этюдах и играх. • Свободно владеть атрибутами. • Иметь навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики. • Согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе. Самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу репертуар. Целевые ориентиры по «Хореографии» для детей 6-7 лет Возможные достижения на этапе окончания курса: Знания: • Азы партнёрских отношений; • 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу (на усмотрение педагога, ориентированного на возможности детей); • 4-5 индивидуальных танцев; • Варианты исполнения танцев при разучивании и в композиционном построении; • Достаточный запас танцевальных движений. Умения: • Проявлять устойчивые музыкально-ритмические навыки. • Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах). • Показать достаточный уровень исполнительской выразительности. 35 • Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применя ть их в свободных композициях, этюдах и играх. • Свободно владеть атрибутами. • Иметь навыки упражнений «партерной» гимнастики. • Согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе. Критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей. 6. Оценочные материала освоения детьми 4-5 лет образовательной программы дополнительного образования «Хореография». Знания: 1. Уровень - знает правила исполнения движений в паре (всегда, точно), - может оценить контраст в музыке и движении; - проявляет интерес к танцам, - принимает участие в танцах (всегда, охотно); - задает вопросы и с интересом выслушивает объяснения; - знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале. 2. Уровень. - знает правила исполнения движений в паре; - оценивает контраст в музыке и движении с помощью взрослого; - принимает участие в танцах (охотно, но ждет приглашения от взрослого, - если заинтересуется деятельностью, то очень активен; - задает вопросы редко, объяснения взрослого выслушивает не всегда с интересом; - знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале, выполняет их только при усилии контроля со стороны взрослого. 3. Уровень. - не знает правила исполнения движений в паре, - проявляет интерес только при усилии со стороны взрослого; - может оценить контраст в музыке и движении только с помощью взрослого; - вопросы почти не задает; - заинтересованность к танцу проявляет редко; объяснения взрослого выслушивает не любит; - помнит правила поведения в музыкальном зале, выполняет их только при усилии со стороны взрослого. Умения: 1. Уровень. - откликается с удовольствием на динамические оттенки в музыке и простейшие ритмические рисунки, 36 - реагирует точно на музыкальное вступление; - исполняет правильно, красиво танцевальные элементы раздела «Язык танцев»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп, полуприседания, повороты. - утомляется незначительно к концу занятия. - ориентируется хорошо в пространстве на основе круговых и линейных рисунков. - передает художественные образы в танце эмоционально. - овладел репертуаром по курсу полностью. 2. Уровень. - Откликается на динамические оттенки в музыке и простейшие ритмические рисунки, но не всегда точно; - реагирует не всегда точно на музыкальное вступление; не всегда правильно, красиво исполняет танцевальные элементы раздела «Язык танцев»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп, полуприседания, повороты, утомляется ближе к концу занятия. - ориентируется в пространстве не всегда точно на основе круговых и линейных рисунков. Недостаточно эмоционально передает художественные образы в танце. - овладел репертуаром по курсу полностью, но выполняет с незначительными неточностями. 3. - Затрудняется откликнутся на динамические оттенки в музыке и простейшие ритмические рисунки не всегда точно; на музыкальное вступление не всегда реагирует, использует помощь взрослого; танцевальные элементы раздела «Язык танцев»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп, полуприседания, повороты исполняет только с помощь взрослого, быстро утомляется и отвлекается. - Затруднена ориентировка в пространстве на основе круговых и линейных рисунков. Эмоционально передать художественные образы в танце не получается. Репертуаром по курсу овладел частично. Оценочные материала освоения детьми 5-6 лет образовательной программы дополнительного образования «Хореография». Знания: 1. Уровень - знает правила исполнения движений в паре (всегда, точно); - знает несколько исходных положений для исполнения движений в паре народного и бального танца (всегда, точно); - может оценить динамические оттенки в музыке; - проявляет интерес к танцам, - принимает участие в танцах (всегда, охотно); - задает вопросы и с интересом выслушивает объяснения; 37 - знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале. 2. Уровень. - знает правила исполнения движений в паре; - оценивает динамические оттенки в музыке с помощью взрослого; - знает несколько исходных положений для исполнения движений в паре народного и бального танца; - принимает участие в танцах (охотно, но ждет приглашения от взрослого, - если заинтересуется деятельностью, то очень активен; - задает вопросы редко, объяснения взрослого выслушивает не всегда с интересом; - знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале, выполняет их только при усилии контроля со стороны взрослого. 3. Уровень. - не знает правила исполнения движений в паре; - знает только одно исходное положение для исполнения движений в паре народного и бального танца - проявляет интерес только при усилии со стороны взрослого; - может оценить динамические оттенки в музыке только с помощью взрослого; - вопросы почти не задает; - заинтересованность к танцу проявляет редко, объяснения взрослого выслушивает не любит; - помнит правила поведения в музыкальном зале, выполняет их только при усилии со стороны взрослого. Умения: 1. Уровень. - откликается с удовольствием на ритмические рисунки (умеет воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах); - делает поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и темпом музыки (точно); - красиво и правильно исполняет танцевальные элементы и применяет их в свободных композициях, этюдах и играх.- утомляется незначительно к концу занятия. - свободно владеет атрибутами; - имеет навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики; - согласованно исполняет танцевальные движения в паре и коллективе. - самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу репертуар. 2. Уровень. - откликается на ритмические рисунки (умеет воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах, но не всегда точно; - не всегда точно делает поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и темпом музыки; - не всегда правильно исполняет танцевальные элементы и редко 38 применяет их в свободных композициях, этюдах и играх; - владеет атрибутами, но испытывает трудности; - недостаточно хорошо владеет навыками элементарных упражнений «партерной» гимнастики; - не всегда согласованно исполняет танцевальные движения в паре и коллективе, но проявляет старание; - самостоятельно редко исполняет предлагаемый для изучения по данному курсу репертуар. - овладел репертуаром по курсу полностью, но выполняет с незначительными неточностями. 3. Уровень - затрудняется откликнуться на ритмические рисунки (умеет воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах; не всегда делает поклон на музыкальное вступление, использует помощь взрослого; - не правильно исполняет танцевальные элементы и редко применяет их в свободных композициях, этюдах и играх; - плохо владеет атрибутами; - недостаточно хорошо владеет навыками элементарных упражнений «партерной» гимнастики; - не всегда согласованно исполняет танцевальные движения в паре и коллективе, не проявляет старание; - самостоятельно не исполняет предлагаемый для изучения по данному курсу репертуар; - быстро утомляется и отвлекается. - репертуаром по курсу овладел частично. 4. Оценочные материала освоения детьми 6-7 лет образовательной программы дополнительного образования Хореография». Знания: 1. Уровень знает азы партнёрских отношений; знает 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу (на усмотрение педагога, ориентированного на возможности детей); 4-5 индивидуальных танцев; - знает варианты исполнения танцев при разучивании и в композиционном построении; - владеет достаточным запасом танцевальных движений. 2. Уровень - - недостаточно хорошо знает азы партнёрских отношений; знает 4-5 из 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу, ориентированного на возможности детей; 2-3 из 4-5 39 индивидуальных танцев; - знает варианты исполнения танцев при разучивании композиционном построении, но не точно исполняет; - владеет недостаточным запасом танцевальных движений. 3. Уровень - Умения: и в не знает азы партнёрских отношений; знает 2-3 из 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу, ориентированного на возможности детей; 1-2 из 4-5 индивидуальных танцев; знает варианты исполнения танцев при разучивании и в композиционном построении, но путает при исполнении; владеет малым запасом танцевальных движений. 1. Уровень проявляет устойчивые музыкально-ритмические навыки всегда; откликается на ритмические рисунки (умеет воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах) всегда точно; - показывает достаточный уровень исполнительской выразительности всегда; - красиво и правильно исполняет танцевальные элементы и применяет их в свободных композициях, этюдах и играх всегда; - свободно владеет атрибутами всегда; - имеет навыки упражнений «партерной» гимнастики; - согласованно исполняет танцевальные движения в паре и коллективе всегда; - критически оценивает уровень своих исполнительских возможностей. 2. Уровень - - - не всегда проявляет устойчивые музыкально-ритмические навыки; откликается на ритмические рисунки (умеет воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах) не всегда точно; показывает недостаточный уровень исполнительской выразительности всегда; не всегда красиво и правильно исполняет танцевальные элементы и применяет их в свободных композициях, этюдах и играх всегда; испытывает затруднения при владении атрибутами; имеет неточные навыки упражнений «партерной» гимнастики; 40 не всегда согласованно исполняет танцевальные движения в паре и коллективе всегда; - не всегда критически оценивает уровень своих исполнительских возможностей. 3. Уровень - - - не проявляет устойчивые музыкально-ритмические навыки; не откликается на ритмические рисунки, использует помощь взрослого, (испытывает трудности при воспроизведении их в хлопках, шлепках, притопах); показывает недостаточный уровень исполнительской выразительности всегда; не всегда правильно исполняет танцевальные элементы и не применяет их в свободных композициях, этюдах и играх всегда; испытывает затруднения при владении атрибутами; имеет неточные навыки упражнений «партерной» гимнастики; не всегда согласованно исполняет танцевальные движения в паре и коллективе всегда; не может оценить уровень своих исполнительских возможностей. 41 Методические материалы 1. Антипина Е.А. Театральная деятельность в детском саду. Творческий центр Сфера. М., 2009. 2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999). 3. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000). 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Союз, СПб., 1997. 5. Дьяченко О.М. развитие воображения дошкольника. М., 2008. 6. Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981) 7. Картушина М.Ю. «Народные праздники в детском саду». Издательство « Сфера», 2007 г 8. Каплунова, И. Новосельцева И. «Ах, карнавал!.. Праздники в детском саду». Издательство «Композитор-Санкт-Петербург», 2001 г. 9. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактическме игры для дошкольников». Издательство «Просвещение», 1991 г.Е.П. Раевская «Музыкальнодвигательные упражнения в детским саду». Издательство «Просвещение», 1991 г. 10. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М., Просвещение 1993. 11. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Творческий центр Сфера. М., 2009. 12. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.М., Просвещение 1986. 13. Утренняя гимнастика под музыку. М., Просвещение 1984. 14. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение 1995. 15. Усова О.В. «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр Танца». Екатеринбург, 2001. 42