Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………….3 Содержание программы……………………………………………………………...6 I раздел программы: «Аквааэробика»…………........................................................8 II раздел программы: «Аквааэробика с элементами танца»...……..……………...9 Методические рекомендации. ……………………………………………………..10 Календарно-тематический план …………………………………………………...11 Материально-техническое обеспечение…………………………………………....20 Список литературы………………………………………………………………......21 2 Пояснительная записка Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Поиск наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию особенно актуален для детей дошкольного возраста, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью. Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Актуальность программы заключается в том, что плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, способствующий оздоровлению детей, укрепляющий их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. В последнее время увеличение числа детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств являются занятия аквааэробикой. Аквааэробика - это популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличии от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия для детей с избыточным весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический характер, что благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение жировой массы тела. С помощью аквааэробики можно укрепить связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше; например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку. Велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов. 3 Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм: · формирование “мышечного корсета”; · предупреждение искривлений позвоночника: · гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; · устранение повышенной возбудимости и раздражительности, подверженности простудным заболеваниям. Программа кроме занятий аквааэробикой включает элементы танца на воде, различных игр и эстафет на воде. Настоящая программа не дублирует содержание основной общеобразовательной программы в ДОУ, является дополнительной и учитывает специфику работы с детьми дошкольного возраста, возрастные особенности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Ее отличительной особенностью является развернутая деятельность педагога, направленная на обучение детей аквааэробике, в процессе которой происходит развитие физической и общей культуры, гармонии и высокой самооценки, приобщение к здоровому и активному образу жизни. Нормативно – правовое обеспечение программы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Устав МАДОУ; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Конвенция ООН о правах ребенка; Письмо МО РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Цель программы: обеспечение оздоровления, закаливания детского организма, всестороннего физического развития средствами музыкальных ритмичных согласованных движений в воде. Задачи: Оздоровительные: повышение сопротивляемости организма к заболеваниям; расширение адаптивных возможностей детского организма; совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма; 4 укрепление сухожилий связочно-суставного аппарата; устранение повышенной возбудимости и раздражительности. Образовательные: формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства; обучение уверенным и безбоязненным движениям в воде под музыку; Развивающие: развитие творчества в игровых действиях под музыку в воде; выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде. развитие чувства ритма, пластики в движениях; развитие двигаться под музыку при выполнении упражнений; гармоничное развитие мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; развитие плавательных навыков через разучивание согласованных упражнений и композиций. Воспитательные: воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, смелости, выдержки, силы воли; формирование устойчивого интереса к занятиям по плаванию, обеспечение эмоционального благополучия при выполнении упражнений в водной среде; воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми. Ожидаемый результат: расширение кругозора у детей; интерес у детей к музыкальному искусству, искусству танца на воде; сформированность чувства ритма, пластики в движениях; сформированность художественного вкуса в соответствии с возрастными особенностями; умение самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций; улучшение посещаемости за счёт снижение заболеваемости; расширение спектра двигательных умений и навыков в горизонтальном и вертикальном положениях тела в воде; повышение динамики развития движений в воде; развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка; развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде; ощущение чувства радости и удовольствия от движений; приобретение грации, пластичности, выразительности движений. 5 Содержание программы. Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей сложности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа предусматривает взаимодействие детей в воде через игры и игровые упражнения, а также развитие движений по аквааэробике с элементами танца. Учебный план № Название раздела Количество занятий в год I Аквааэробика 2 Аквааэробика сэлементами танца 28 Всего: 28 Открытые занятия для родителей проводятся 2 раза в год. Структура программы. Занятия предусматривают выполнение плавательных и физических упражнений под музыку в воде с элементами танцевальных движений, различные эстафеты и игры на воде в оздоровительных целях. Всего в учебном году 28 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю продолжительность занятия зависит от возраста и составляет: для детей 3-4 лет –15 минут. для детей 4-5 лет –20 минут. для детей 5-6 лет –25 минут. для детей 6-7 лет –30 минут. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста 3-7 лет с учетом их возрастных особенностей и уровня плавательной подготовленности и не имеющих медицинских противопоказаний. Включают элементы художественного плавания, комплексы и плавательные упражнения, игры и игровые задания с предметами, восстановительные упражнения, эстафеты на воде. Движения в воде рассматривается как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание. Ведущим методом обучения является игровой метод. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет 6 проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи. Для достижения максимальных результатов, на занятиях используются следующие методы обучения: наглядный: показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и приёмов, имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора; словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, заучивание терминологии, команды, распоряжения, пояснения; практический: выполнение упражнений в команде и индивидуально, повторение упражнений, игры, выполнение контрольных нормативов. Структура занятия 3 минуты - разминка на суше; 5 минут – обучение базовым движениям аквааэробики с предметами и без предметов. 5 минут – обучение аквааэробике и согласованности выполнении движений; 5 минут - подвижные игры на воде; 2 минуты - свободное плавание. Занятие строится по следующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть. Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде, под музыку с предметами и без, обеспечивающих разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания. Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы, гибкости, выносливости, а также основных навыков плавания. Состоит из выполнения плавательных движений, элементов художественного плавания под музыку, упражнений на развитие акватворчества, комплексного использования умений и навыков в самостоятельной деятельности и в сотворчестве с педагогом. Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки под успокаивающую, расслабляющую музыку, выполнение дыхательных упражнений, релаксации, заданий на расслабление методом контраста («напряжение» - «расслабление») и восстановление дыхания. I раздел «Аквааэробика» Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде: игры на воде; 7 упражнения силовой и кардио направленности; упражнения на гибкость и растяжку; упражнения на расслабление; упражнения, подводящие к обучению спортивным способам плавания. Этапы работы по аквааэробике Задачи обучения I этап Цель: (октябрь) ознакомление с видом аквааэробики и разнообразным акваоборудованием; обучение базовым движениям акваэробики, правильному дыханию, приемам безопасного пребывания в воде. Методы Прыжки, Ознакомление с подскоки, бег, условиями различные виды плавучести и ходьбы, махи равновесия тела; руками и ногами, помощь в вращение вокруг ориентации в воде; своей оси, в обучение основным сочетании с движениям в воде. дыхательными упражнениями II этап Цель: развитие (ноябрь- координации и декабрь) тренировка основных мышечных групп с использованием акваоборудования. Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкальноритмические движения, подчиняющиеся определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой. 8 Способствование развития чувства ритма и умения управлять телом в воде; развитие творческих способностей и акватворчество Цель: совершенствование специальных упражнений IIIэтап (январь) Упражнения на все Обучение группы мышц. специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того, чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми. II раздел «Аквааэробика с элементами танца» Основными средствами занятий аквааэробикой с элементами танца в воде являются: ритмичные согласованные упражнения и композиции под музыку; упражнения направленные на пластичность, гибкость и выполнение согласованных движений; слушание музыки и ритма при выполнении элементов и упражнений танца; выполнение композиций из отдельных элементов танца. Принципы подбора музыкального произведения: небольшие по объему (3 - 4 минуты); доступные для детского восприятия и понимания; удобные по темпу в воде (умеренно-быстрые или умеренно – медленные, разнообразные по темпу, т.е. с ускорениями и замедлениями). Начинать введение танцевальных элементов следует со второй половины учебного года. Этапы разучивания аквааэробики с элементами танца Задачи обучения I этап (февраль) Ознакомление с простыми упражнениями под спокойную музыку без изменения ритма Методы Движения под счет или сигнал, простые построения, выполнение композиций под 9 Составление композиций для 24 человек, разучивание определенных сигналов и счета, II этап (март) III этап (апрель) музыку, выполнение простейших переворотов Разучивание связок Движения в и композиций с разных предметами и без перестроениях, предметов под перевороты на 180музыку; 360 градусов, координирование различные согласованности упражнения с предметами в паре движений при выполнении различных упражнений Развитие гибкости, пластичности, красоты и эстетического восприятия от выполнения упражнений и движений на воде; выполнение разнообразных согласованных движений под музыку. при использовании для обучения элементов танца. Формирование совместного выполнения движений, совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу, умения следить за своей осанкой Согласованное Обучение выполнение связок качественному элементов танца выполнению упражнений с соблюдением согласованности, корректирование работы ног и рук Перед разучиванием решаем задачи: максимально сконцентрировать внимание детей; вызвать интерес к новой композиции с помощью просмотров видеофильмов, иллюстраций, прослушиваний музыкальных композиций; активизировать детей с учетом индивидуальных способностей; Чтобы достижения детей не прошли без внимания, необходимо использовать подготовленные композиции во время проведения праздников на воде, показательных выступлений для детей и родителей Методические рекомендации: 10 занятия проводится со всей группой детей (10); при обучении целесообразен фронтальный метод; разучивание упражнений сначала на месте, потом в движении; на занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины; использование игровых приёмов обучения; после занятия целесообразно проводить оздоровительные мероприятия: - ходьба по тропе здоровья; - релаксационные упражнения; - дыхательная гимнастика; Календарно - тематический план № Месяц Неделя 1 1 ОКТЯБРЬ 2 3 Формы работы Занятия №1 Занятия №2 Занятия №3 Занятия №4 4 Задачи - Выявление уровня подготовленности детей; - Обучение разнообразным передвижениям в воде; - Освоение базовых упражнений по аквааэробике - Развитие мышц тела и нижних конечностей с помощью специальных упражнений; - Обучение погружению под воду без чувства страха на задержке дыхания. - Обучение передвижению по дну бассейна различными видами ходьбы, бега и прыжками в сочетании с дыхательными упражнениями. - Обучение специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того, чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми. 11 Количество занятий 1 1 1 1 Занятия №5 2 1 Занятия №6 НОЯБРЬ 2 3 4 Занятия №7 Занятия №8 - Разучивание и закрепление различных коллективных движений, а также упражнений в воде под музыку. - Переход к упражнениям под музыку, с целью сплачивания детей при помощи специально подобранных игр, проводимых в воде; - Снятие напряжения, тревожности и повышенной агрессивности средствами игр и совместных упражнений. - Выполнение упражнений, направленных на укрепление сердечнососудистой системы с постепенным увеличением интенсивности тренировок при помощи ножных манжет; - Обучение способам самоконтроля и саморегуляции, снятию стресса при помощи специальных приёмов и упражнений в воде. - Разучивание коррекционных движений для профилактики плоскостопия и сколиоза; - приучение детей к самостоятельному и каждодневному выполнению 12 1 1 1 1 3 1 2 ДЕКАБРЬ 3 Занятия №9 Занятия №10 Открытое занятие «Капельки» по аквааэробике для родителей. Занятие №11 Занятие №12 - Обучение попеременным движениям ног вверх-вниз; руки –поочередные круговые движения); - постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании данными способами; - Способствование эмоциональному раскрепощению детей при помощи игр в воде. - Повторение разученных на предыдущих занятиях комплексов упражнений для укрепления различных мышц организма; -Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению совместной согласованности; -Формирование чувства радости и удовольствия от движений в воде под музыку; 1 1 1 -Закрепление полученных умений по плаванию; -выполнение специальных упражнений для расслабления, снятия напряженности, тревожности. 1 4 Занятие №13 -Обучение попеременным движениям ног вверх-вниз; руки – поочередные круговые движения); -постепенное усложнение 13 упражнений, для координации рук и ног при плавании данными способами; –Выполнение комплексов групповых упражнений под музыку с предметами и без. 2 ЯНВАРЬ 4 3 4 1 Занятия №15 Занятия №16 Занятия №31 «Ручеек»17 ФЕВРАЛЬ 5 Занятия №14 2 Занятия №33 «Цветные - Постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног; - Эмоциональное раскрепощение детей при помощи игр в воде - Закрепление навыка выполнения упражнений в воде с гибкими палками под музыку; - Разучивание различных коллективных упражнений. - Проведение контрольных занятий для проверки уровня приобретённых навыков и умений. - Формирование умения совместного выполнения движений; - Совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу; - Приучать детей следить за своей осанкой; - Формирование чувства радости и удовольствия от движений вводе под музыку. - Формирование согласованности движений 14 1 1 1 1 1 колечки»18 3 4 1 МАРТ 6 Занятия №19 Занятия №20 Занятия №21 рук и дыхания в наклоне (на суше); - Разучивание движений под счет инструктора и его сигнал; - Воспитание взаимопомощи, посредством игровых упражнений. - Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению совместной согласованности движений; - корректирование попеременной работы ног вверх-вниз; - формирование умения согласованно выполнять движения в паре; - возбуждение желания заниматься в воде под музыку. - Учить детей выполнять движения согласованно, не только в своей тройке, но и взаимосвязано с остальными тройками; - выполнение простейших переворотов; - способствование возникновению мотивации к творческой деятельности. - Учить детей выполнять движения в разных перестроениях. - Формирование умения выполнять перевороты на 180-360 градусов; - Обучение согласованному выполнению движений под музыку; 15 1 1 1 1 2 3 Занятия №41 «Озорные лягушата»,22 Занятия №23 способствование созданию новых движений, основанных на использовании личного опыта. - Координирование согласованного выполнения движений в различных упражнениях; - формирование умения выполнять переворот у края бассейна, продолжая движение в обратном направлении отталкиваясь от борта ногами; - выполнение разных движений под музыку с согласовыванием их друг с другом; - способствование творческой деятельности детей при выполнении упражнений под музыку. - Совершенствование переворотов на 180 градусов с последующим скольжением; - формирование интереса к плаванию между предметами с изменением направления; - разучивание движений под музыку, с ориентацией на её темп; - учить имитировать движения животных, основываясь на использовании личного двигательного опыта. 16 1 1 4 7 1 Занятия №24 Занятие №25 Занятие №26 «Весёлые ребята» 2 АПРЕЛЬ Занятия №27 3 Занятия №28 - Обучение согласованным, скоординированным движениям не только в своей тройке и в общей композиции; -выполнение простейших переворотов; - создание мотивации к творческой деятельности. - Закрепление умений выполнения различных упражнений с мячами в паре. - Совершенствование отталкивания ногами от борта с продвижением вперед с мячом в руках; - выполнение задания самостоятельно считая про себя, согласовывать движения с музыкой - Совершенствование выполнения переворота у края бассейна с продолжением движения в обратном направлении; - выполнение разнообразных согласованных движений под музыку; - вовлечение в творческую деятельность детей посредством выполнения упражнений под музыку. - Выполнение движений в перестроениях; - совершенствования техники переворотов на 180-360 градусов ; - обучение согласованному выполнению движений под музыку; - способствование 17 1 1 1 1 1 созданию новых движений, основанных на использовании личного опыта. 4 Материально-техническое обеспечение Оборудование: длинный шест (2-2,5м.), для поддержки и страховки детей; кольцеброс баскетбольное кольцо; Инвентарь: плавательная доска надувные: круги, мячи нарукавники; гимнастические палки; обручи; пластмассовые кубики; разноцветные кольца разного диаметра 18 Список литературы 1. С.В.Яблонская Физкультура и плавание в детском саду. Сфера, Москва, 2008г. 2. М.Д. Маханева Фигурное плавание в детском саду. Сфера, Москва 2009г. 3 .И.В. Сидоров Как научить ребёнка плавать. М.2011г. 4. Т.А. Протченко Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. Айрис-пресс, Москва,2013г. 5. Л.Ф. Еремеева Научите ребёнка плавать. Детство-пресс, Санкт-Петербург 2009г. 6. Н.В. Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности. Москва, Аркти, 2011г. 7. А.А.Чеменева Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2011г. 19