Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Аквааэробика

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Содержание программы……………………………………………………………...6

I раздел программы: «Аквааэробика»…………........................................................8
II раздел программы: «Аквааэробика с элементами танца»...……..……………...9
Методические рекомендации. ……………………………………………………..10
Календарно-тематический план …………………………………………………...11
Материально-техническое обеспечение…………………………………………....20
Список литературы………………………………………………………………......21

2

Пояснительная записка
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков.
Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического
воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического
воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и
высших специальных учебных заведений.
Поиск наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на
формирование техники движений в процессе обучения плаванию особенно
актуален для детей дошкольного возраста, поскольку в данный период происходит
интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано
глобальное психическое новообразование - произвольность психических
процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей
умственной и двигательной деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела
человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия
собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным
действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка
способность к правильному восприятию и оценке собственных движений,
насколько адекватны его двигательные представления.
Актуальность программы заключается в том, что плавание способствует
оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Игры и развлечения
на воде - один из самых полезных видов физических упражнений,
способствующий оздоровлению детей, укрепляющий их нервную систему.
Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее
скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского
организма. В последнее время увеличение числа детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств
коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств являются занятия
аквааэробикой.
Аквааэробика - это популярный вид физических упражнений для умеющих
и не умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение
упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличии от плавания)
положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все
мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и
подвижности в основных суставах.
Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия для детей с
избыточным весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический
характер, что благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение
жировой массы тела. С помощью аквааэробики можно укрепить связки и мышцы,
которые с трудом развиваются во время занятий на суше; например, сухожилия,
ограничивающие с боков подколенную ямку.
Велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу,
способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных
внутренних органов.
3

Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила,
выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико
оздоровительное и
укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:
· формирование “мышечного корсета”;
· предупреждение искривлений позвоночника:
· гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого
пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
· устранение повышенной возбудимости и раздражительности, подверженности
простудным заболеваниям.
Программа кроме занятий аквааэробикой включает элементы танца на воде,
различных игр и эстафет на воде.
Настоящая
программа
не
дублирует
содержание
основной
общеобразовательной программы в ДОУ, является дополнительной и учитывает
специфику работы с детьми дошкольного возраста, возрастные особенности
воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Ее отличительной
особенностью является развернутая деятельность педагога, направленная на
обучение детей аквааэробике, в процессе которой происходит развитие
физической и общей культуры, гармонии и высокой самооценки, приобщение к
здоровому и активному образу жизни.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Устав МАДОУ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования;
 Конвенция ООН о правах ребенка;
 Письмо МО РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 «О реализации права
дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и
педагогических технологий;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
Цель программы: обеспечение оздоровления, закаливания детского организма,
всестороннего физического развития средствами музыкальных ритмичных
согласованных движений в воде.
Задачи:
Оздоровительные:
 повышение сопротивляемости организма к заболеваниям;
 расширение адаптивных возможностей детского организма;
 совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование
правильной осанки, повышение работоспособности организма;
4

 укрепление сухожилий связочно-суставного аппарата;
 устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Образовательные:
 формирование теоретических и практических основ освоения водного
пространства;
 обучение уверенным и безбоязненным движениям в воде под музыку;
Развивающие:
 развитие творчества в игровых действиях под музыку в воде;
 выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела
на глубокой и мелкой воде.
 развитие чувства ритма, пластики в движениях;
 развитие двигаться под музыку при выполнении упражнений;
 гармоничное развитие мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и
ног;
 развитие плавательных навыков через разучивание согласованных
упражнений и композиций.
Воспитательные:
 воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, смелости,
выдержки, силы воли;
 формирование устойчивого интереса к занятиям по плаванию, обеспечение
эмоционального благополучия при выполнении упражнений в водной среде;
 воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Ожидаемый результат:
 расширение кругозора у детей;
 интерес у детей к музыкальному искусству, искусству танца на воде;
 сформированность чувства ритма, пластики в движениях;
 сформированность художественного вкуса в соответствии с возрастными
особенностями;
 умение самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций;
 улучшение посещаемости за счёт снижение заболеваемости;
 расширение спектра двигательных умений и навыков в горизонтальном и
вертикальном положениях тела в воде;
 повышение динамики развития движений в воде;
 развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка;
 развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде; ощущение
чувства радости и удовольствия от движений;
 приобретение грации, пластичности, выразительности движений.

5

Содержание программы.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких
задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в
одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей сложности,
постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Программа предусматривает взаимодействие детей в воде
через игры и игровые упражнения, а также развитие движений по аквааэробике с
элементами танца.
Учебный план
№

Название раздела

Количество занятий в год

I

Аквааэробика

2

Аквааэробика сэлементами танца

28

Всего:

28

Открытые занятия для родителей проводятся 2 раза в год.
Структура программы.
Занятия предусматривают выполнение плавательных и физических упражнений
под музыку в воде с элементами танцевальных движений, различные эстафеты и
игры на воде в оздоровительных целях.
Всего в учебном году 28 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю
продолжительность занятия зависит от возраста и составляет:
 для детей 3-4 лет –15 минут.
 для детей 4-5 лет –20 минут.
 для детей 5-6 лет –25 минут.
 для детей 6-7 лет –30 минут.
Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста 3-7 лет с учетом их
возрастных особенностей и уровня плавательной подготовленности и не имеющих
медицинских противопоказаний.
Включают элементы художественного плавания, комплексы и плавательные
упражнения, игры и игровые задания с предметами, восстановительные
упражнения, эстафеты на воде.
Движения в воде рассматривается как комплексный навык, требующий
отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания,
погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное
дыхание.
Ведущим методом обучения является игровой метод. Игра – это
естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет
6

проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать
поставленные задачи.
Для достижения максимальных результатов, на занятиях используются
следующие методы обучения:
наглядный: показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и приёмов,
имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора;
словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, заучивание терминологии,
команды, распоряжения, пояснения;
практический: выполнение упражнений в команде и индивидуально, повторение
упражнений, игры, выполнение контрольных нормативов.
Структура занятия
 3 минуты - разминка на суше;
 5 минут – обучение базовым движениям аквааэробики с предметами и без
предметов.
 5 минут – обучение аквааэробике и согласованности выполнении движений;
 5 минут - подвижные игры на воде;
 2 минуты - свободное плавание.
Занятие строится по следующей схеме:
 подготовительная часть,
 основная часть,
 заключительная часть.
Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по
интенсивности физических упражнений в воде, под музыку с предметами и без,
обеспечивающих разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания.
Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы,
гибкости, выносливости, а также основных навыков плавания. Состоит из
выполнения плавательных движений, элементов художественного плавания под
музыку, упражнений на развитие акватворчества, комплексного использования
умений и навыков в самостоятельной деятельности и в сотворчестве с педагогом.
Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки
под успокаивающую, расслабляющую музыку, выполнение дыхательных
упражнений, релаксации, заданий на расслабление методом контраста
(«напряжение» - «расслабление») и восстановление дыхания.

I раздел «Аквааэробика»
Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические
упражнения, выполняемые в воде:
 игры на воде;
7






упражнения силовой и кардио направленности;
упражнения на гибкость и растяжку;
упражнения на расслабление;
упражнения, подводящие к обучению спортивным способам
плавания.

Этапы работы по аквааэробике
Задачи обучения
I этап
Цель:
(октябрь) ознакомление с
видом аквааэробики
и
разнообразным
акваоборудованием;
обучение базовым
движениям
акваэробики,
правильному
дыханию, приемам
безопасного
пребывания в воде.

Методы
Прыжки,
Ознакомление с
подскоки, бег,
условиями
различные виды
плавучести и
ходьбы, махи
равновесия тела;
руками и ногами,
помощь в
вращение вокруг
ориентации в воде;
своей оси, в
обучение основным
сочетании с
движениям в воде.
дыхательными
упражнениями

II этап
Цель: развитие
(ноябрь- координации и
декабрь) тренировка
основных
мышечных групп с
использованием
акваоборудования.

Общеразвивающие
упражнения для
различных групп
мышц, элементы
танца и
музыкальноритмические
движения,
подчиняющиеся
определенному
темпу, ритму
выполнения и
сопровождаются
различной по
характеру
музыкой.

8

Способствование
развития чувства
ритма и умения
управлять телом в
воде; развитие
творческих
способностей и
акватворчество

Цель:
совершенствование
специальных
упражнений

IIIэтап
(январь)

Упражнения на все Обучение
группы мышц.
специальным
упражнениям на
растяжку мышц в
воде, для того, чтобы
мышцы стали более
эластичными и
выносливыми.

II раздел «Аквааэробика с элементами танца»
Основными средствами занятий аквааэробикой с элементами танца в воде
являются:
 ритмичные согласованные упражнения и композиции под музыку;
 упражнения направленные на пластичность, гибкость и выполнение
согласованных движений;
 слушание музыки и ритма при выполнении элементов и упражнений танца;
 выполнение композиций из отдельных элементов танца.
Принципы подбора музыкального произведения:
 небольшие по объему (3 - 4 минуты);
 доступные для детского восприятия и понимания;
 удобные по темпу в воде (умеренно-быстрые или умеренно – медленные,
разнообразные по темпу, т.е. с ускорениями и замедлениями).
Начинать введение танцевальных элементов следует со второй половины
учебного года.
Этапы разучивания аквааэробики с элементами танца
Задачи обучения
I этап
(февраль)

Ознакомление с
простыми
упражнениями под
спокойную музыку
без изменения
ритма

Методы
Движения под счет
или сигнал,
простые
построения,
выполнение
композиций под
9

Составление
композиций для 24 человек,
разучивание
определенных
сигналов и счета,

II этап
(март)

III этап
(апрель)

музыку,
выполнение
простейших
переворотов
Разучивание связок Движения в
и композиций с
разных
предметами и без
перестроениях,
предметов под
перевороты на 180музыку;
360 градусов,
координирование
различные
согласованности
упражнения с
предметами в паре
движений при
выполнении
различных
упражнений
Развитие гибкости,
пластичности,
красоты и
эстетического
восприятия от
выполнения
упражнений и
движений на воде;
выполнение
разнообразных
согласованных
движений под
музыку.

при использовании
для обучения
элементов танца.
Формирование
совместного
выполнения
движений,
совершенствование
выполнения
упражнений в
шеренге, кругу,
умения следить за
своей осанкой

Согласованное
Обучение
выполнение связок качественному
элементов танца
выполнению
упражнений с
соблюдением
согласованности,
корректирование
работы ног и рук

Перед разучиванием решаем задачи:
 максимально сконцентрировать внимание детей;
 вызвать интерес к новой композиции
с помощью просмотров
видеофильмов, иллюстраций, прослушиваний музыкальных композиций;
 активизировать детей с учетом индивидуальных способностей;
Чтобы достижения детей не прошли без внимания, необходимо использовать
подготовленные композиции во время проведения праздников на воде,
показательных выступлений для детей и родителей
Методические рекомендации:
10






занятия проводится со всей группой детей (10);
при обучении целесообразен фронтальный метод;
разучивание упражнений сначала на месте, потом в движении;
на занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом
их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий
статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины;
 использование игровых приёмов обучения;
 после занятия целесообразно проводить оздоровительные мероприятия:
- ходьба по тропе здоровья;
- релаксационные упражнения;
- дыхательная гимнастика;
Календарно - тематический план
№ Месяц Неделя

1

1

ОКТЯБРЬ

2

3

Формы работы

Занятия №1

Занятия №2

Занятия №3

Занятия №4
4

Задачи

- Выявление уровня
подготовленности детей;
- Обучение разнообразным
передвижениям в воде;
- Освоение базовых
упражнений по
аквааэробике
- Развитие мышц тела и
нижних конечностей с
помощью специальных
упражнений;
- Обучение погружению
под воду без чувства
страха на задержке
дыхания.
- Обучение передвижению
по дну бассейна
различными видами
ходьбы, бега и прыжками в
сочетании с дыхательными
упражнениями.
- Обучение специальным
упражнениям на растяжку
мышц в воде, для того,
чтобы мышцы стали более
эластичными и
выносливыми.
11

Количество
занятий

1

1

1

1

Занятия №5

2

1
Занятия №6

НОЯБРЬ

2

3

4

Занятия №7

Занятия №8

- Разучивание и
закрепление различных
коллективных движений, а
также упражнений в воде
под музыку.
- Переход к упражнениям
под музыку, с целью
сплачивания детей при
помощи специально
подобранных игр,
проводимых в воде;
- Снятие напряжения,
тревожности и
повышенной
агрессивности средствами
игр и совместных
упражнений.
- Выполнение упражнений,
направленных на
укрепление сердечнососудистой системы с
постепенным увеличением
интенсивности тренировок
при помощи ножных
манжет;
- Обучение способам
самоконтроля и
саморегуляции, снятию
стресса при помощи
специальных приёмов и
упражнений в воде.
- Разучивание
коррекционных движений
для профилактики
плоскостопия и сколиоза;
- приучение детей к
самостоятельному и
каждодневному
выполнению

12

1

1

1

1

3

1

2

ДЕКАБРЬ

3

Занятия №9

Занятия №10

Открытое занятие
«Капельки» по
аквааэробике для
родителей.
Занятие №11

Занятие №12

- Обучение попеременным
движениям ног вверх-вниз;
руки –поочередные
круговые движения);
- постепенное усложнение
упражнений, для
координации рук и ног при
плавании данными
способами;
- Способствование
эмоциональному
раскрепощению детей при
помощи игр в воде.
- Повторение разученных
на предыдущих занятиях
комплексов упражнений
для укрепления различных
мышц организма;
-Способствование
качественному
выполнению упражнений и
соблюдению совместной
согласованности;
-Формирование
чувства
радости и удовольствия от
движений в воде под
музыку;

1

1

1

-Закрепление полученных
умений по плаванию;
-выполнение специальных
упражнений
для
расслабления,
снятия
напряженности,
тревожности.

1
4

Занятие №13

-Обучение попеременным
движениям ног вверх-вниз;
руки
–
поочередные
круговые движения);
-постепенное усложнение
13

упражнений,
для
координации рук и ног при
плавании
данными
способами;
–Выполнение комплексов
групповых
упражнений
под музыку с предметами и
без.

2

ЯНВАРЬ

4

3

4

1

Занятия №15

Занятия №16

Занятия №31
«Ручеек»17

ФЕВРАЛЬ

5

Занятия №14

2

Занятия №33
«Цветные

- Постепенное усложнение
упражнений, для
координации рук и ног;
- Эмоциональное
раскрепощение детей при
помощи игр в воде

- Закрепление навыка
выполнения упражнений в
воде с гибкими палками
под музыку;
- Разучивание различных
коллективных упражнений.
- Проведение контрольных
занятий для проверки
уровня приобретённых
навыков и умений.
- Формирование умения
совместного выполнения
движений;
- Совершенствование
выполнения упражнений в
шеренге, кругу;
- Приучать детей следить
за своей осанкой;
- Формирование чувства
радости и удовольствия от
движений вводе под
музыку.
- Формирование
согласованности движений
14

1

1

1

1

1

колечки»18

3

4

1

МАРТ

6

Занятия №19

Занятия №20

Занятия №21

рук и дыхания в наклоне
(на суше);
- Разучивание движений
под счет инструктора и его
сигнал;
- Воспитание
взаимопомощи,
посредством игровых
упражнений.
- Способствование
качественному
выполнению упражнений и
соблюдению совместной
согласованности
движений;
- корректирование
попеременной работы ног
вверх-вниз;
- формирование умения
согласованно выполнять
движения в паре;
- возбуждение желания
заниматься в воде под
музыку.
- Учить детей выполнять
движения согласованно, не
только в своей тройке, но и
взаимосвязано с
остальными тройками;
- выполнение простейших
переворотов;
- способствование
возникновению мотивации
к творческой деятельности.
- Учить детей выполнять
движения в разных
перестроениях.
- Формирование умения
выполнять перевороты на
180-360 градусов;
- Обучение
согласованному
выполнению движений под
музыку;
15

1

1

1

1

2

3

Занятия №41
«Озорные
лягушата»,22

Занятия №23

способствование созданию
новых движений,
основанных на
использовании личного
опыта.
- Координирование
согласованного
выполнения движений в
различных упражнениях;
- формирование умения
выполнять переворот у
края бассейна, продолжая
движение в обратном
направлении отталкиваясь
от борта ногами;
- выполнение разных
движений под музыку с
согласовыванием их друг с
другом;
- способствование
творческой деятельности
детей при выполнении
упражнений под музыку.
- Совершенствование
переворотов на 180
градусов с последующим
скольжением;
- формирование интереса к
плаванию между
предметами с изменением
направления;
- разучивание движений
под музыку, с ориентацией
на её темп;
- учить имитировать
движения животных,
основываясь на
использовании личного
двигательного опыта.

16

1

1

4

7

1

Занятия №24

Занятие №25

Занятие №26
«Весёлые ребята»

2

АПРЕЛЬ

Занятия №27

3

Занятия №28

- Обучение согласованным,
скоординированным
движениям не только в
своей тройке и в общей
композиции;
-выполнение простейших
переворотов;
- создание мотивации к
творческой деятельности.
- Закрепление умений
выполнения различных
упражнений с мячами в
паре.
- Совершенствование
отталкивания ногами от
борта с продвижением
вперед с мячом в руках;
- выполнение задания
самостоятельно считая про
себя, согласовывать
движения с музыкой
- Совершенствование
выполнения переворота у
края бассейна с
продолжением движения в
обратном направлении;
- выполнение
разнообразных
согласованных движений
под музыку;
- вовлечение в творческую
деятельность детей
посредством выполнения
упражнений под музыку.
- Выполнение движений в
перестроениях;
- совершенствования
техники переворотов на
180-360 градусов ;
- обучение согласованному
выполнению движений под
музыку;
- способствование
17

1

1

1

1

1

созданию новых движений,
основанных на
использовании личного
опыта.
4

Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
 длинный шест (2-2,5м.), для поддержки и страховки детей;
 кольцеброс
 баскетбольное кольцо;
Инвентарь:
 плавательная доска
 надувные: круги, мячи
 нарукавники;
 гимнастические палки;
 обручи;
 пластмассовые кубики;
 разноцветные кольца разного диаметра

18

Список литературы
1. С.В.Яблонская Физкультура и плавание в детском саду. Сфера, Москва,
2008г.
2. М.Д. Маханева Фигурное плавание в детском саду. Сфера, Москва 2009г.
3 .И.В. Сидоров Как научить ребёнка плавать. М.2011г.
4. Т.А. Протченко Обучение плаванию дошкольников и младших школьников.
Айрис-пресс, Москва,2013г.
5. Л.Ф. Еремеева Научите ребёнка плавать. Детство-пресс, Санкт-Петербург
2009г.
6. Н.В. Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности. Москва, Аркти, 2011г.
7. А.А.Чеменева Система обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2011г.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».