Учебный план АОП ТНР на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115
(далее по тексту - МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного
образования»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля
2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
7. Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24
ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 71149);
8. Уставом МАДОУ-детский сад комбинированного вида № 115.
Дошкольное образовательное учреждение реализует Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту – АОП для обучающихся с ТНР).
Концептуальные основания (принципы) формирования Учебного плана
Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами:
 принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики);
 критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаться к разумному «минимуму»);
 принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой
и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности;
 принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса;
 решением программных образовательных задач в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей
и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
 принцип культуросообразности образования.
2

Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений;
количественные характеристики определены с учетом СанПиН 2.4.1.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).
Учебный план МАДОУ на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных
областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение
не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание
воспитанников.
На 01.09.2024 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида №
115 функционирует 3 группы компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (2 группы в здании по адресу:
ул. Волгоградская, 180а, 1 группа в здании по адресу: ул. Ясная, 34а).
Средняя группа (с 4 до 5лет) – 1
Старшая группа (с 5 до 6 лет) – 1
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет) - 1
Группы укомплектованы в соответствии с заключениями ТПМПК, возрастными нормами.
В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений,
устанавливается соотношение между частями.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание
образовательных областей обязательной части, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно
реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в
которых осуществляется образовательная деятельность с учетом комплекса парциальных программ.
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности –
совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде
организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за
детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с
одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией
питания и др.)
Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21, в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий.
Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми
одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых
осуществляется педагогам самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми,
играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности,
проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее.
В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их
образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания.
3

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
‒ наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание

отношения к ней;
 подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепления здоровья детей;
 экспериментирование с предметами неживой природы;
 сюжетно-ролевые игры и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природными материалами);
 элементарную трудовую деятельность на групповом участке МАДОУ;
 свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу.
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может включать:
‒ элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья;
изготовление игрушек-самоделок для игр малышей);
‒ проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты;
спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое);
‒ игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные,
музыкальные и другие);
‒ опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое;
 чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр
мультфильмов и так далее;
 слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;
 организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин
классиков и современных художников и другого;
 индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям;
 работу с родителями (законными представителями).
Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует СанПиН 1.2.3685-21. Максимально допустимый объем недельной образовательной
нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в средней группе (дети
пятого года жизни) - 3 часа 20 мин., в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года
жизни) - 7 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для 4-го года жизни - не более 15
минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30
минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут, а в старшей
и подготовительной 50 минут и 60 мин. соответственно. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность,
проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в
неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 в день.
Организация коррекционной работы
В течение учебного года (согласно Календарному учебному графику) специалисты МАДОУ – учителя-логопеды, учителя-дефектологи и
4

педагог-психолог обследуют каждого ребёнка. По результатам проведенной диагностики выделяют группу детей с речевыми нарушениями, детей
группы риска и направляют воспитанников на ТПМПК для координации работы с данными детьми.
Эффективность коррекционной работы, как непрерывного педагогического процесса во многом определяется качеством и уровнем
взаимосвязи и преемственности всех его участников. В ДОУ осуществляется взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей в единстве
требований к организации работы по преодолению имеющихся у детей нарушений. Взаимосвязь специалистов отражена в перспективном
планировании.
Общая продолжительность логопедических занятий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и требований СанПиН.
Коррекционная работа проводится как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня, в зависимости от занятости детей и расписания работы
специалистов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности.
Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом
заведующего МАДОУ.
Средняя группа (с 4 до 5 лет)
Освоение ОАП осуществляется в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 40 минут в день, 200 минут (3 часа 20 минут) в неделю.
Продолжительность занятия не превышает 20 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка.
Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. С целью коррекции речевых нарушений у воспитанников, в обязательной части занятия
по речевому развитию и формировании целостной картины мира проводит учитель – логопед. Занятия проводятся по подгруппам.
Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире,
элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности
воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога
с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности.
5

Старшая группа с 5 до 6 лет
Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 50/75 минут в день, 325 минут в неделю. Продолжительность
занятия не превышает 25 минут, занятия организуются в первую и во вторую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие,
проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут.
Занятия по речевому развитию проводит учитель-логопед – 3 раза в неделю. Одно занятие – фронтальное, 2 подгрупповых.
Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире,
элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности
воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога
с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности.
Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом
заведующего МАДОУ.
Подготовительная группа с 6 до 7 лет
Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 90 минут в день, 420 минут в неделю. Продолжительность
занятия не превышает 30 минут, занятия организуются в первую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв
- физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут.
Занятия по речевому развитию проводит учитель-логопед – 3 раза в неделю. Одно занятие – фронтальное, 2 подгрупповых.
Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире,
элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности
воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога
с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
6

условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности.
Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом
заведующего МАДОУ.

7

Учебный план
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
на 2024-2025 учебный год
образовательная
область
Познавательное
развитие

Речевое
развитие

вид детской деятельности

Объем нагрузки в неделю (продолжительность/ количество)
5- й
6- й
7- й
год жизни
год жизни
год жизни
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Окружающий мир/природа
20 минут (1) (В*)
25 минут (1) (В*)
30 минут (1) (В*)
Сенсорные эталоны и познавательные действия
20 минут (1) (В*)
25 минут (1) (В*)
60 минут (2) (В*)
Математические представления
Формирование словаря, звуковая культура речи,
20 минут (1)
50 минут (2) (Л*)
60 минут (2) (Л*)
грамматический строй речи, связная речь/подготовка к
обучению грамоте
Интерес к художественной литературе

Социально коммуникативно
е развитие
Художественно эстетическое
развитие

3 раза в неделю
3 раза в неделю
3 раза в неделю
индивидуальная и
индивидуальная и
индивидуальная и
подгрупповая работа
подгрупповая работа
подгрупповая работа
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в различных видах
деятельности, в т.ч. режимных моментах (В*)

ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в
образовательной деятельности режимных моментах
изобразительная деятельность (рисование, лепка,

40 минут (2)(В*)

50 минут (2) (В*)

90 минут(3) (В*)

аппликация, ручной труд)

музыкальная деятельность (музыка)
восприятие художественной литературы и
фольклора

40 минут(2) (М*)
50 минут (2) (М*)
60 минут (2) (М*)
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в
образовательной деятельности режимных моментах (В*)
60 минут (3) (Ф*)
75 минут (3) (Ф*)
90 минут (3) (Ф*)

двигательная активность (физкультура)
Физическое
развитие
ИТОГО по обязательной части
200 минут (10)
300 минут (12)
390 минут (13)
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ
Интеграция всех Образовательная программа «Самоцвет»
ежедневно в ходе совместной образовательной деятельности педагога с
образовательных
детьми.
областей
Социально Парциальная программа «Мир без опасности»
ежедневно в ходе
25 минут (1)
30 минут (1)
коммуникативно
совместной
е развитие
образовательной
деятельности

8

ИТОГО по части, формируемой участниками ОО
ВСЕГО

вид детской деятельности

-

25 минут (1)

30 минут (1)

200 минут (10)

325 минут (13)

420 минут (14)

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах детской деятельности
5- й
6-й
год жизни
год жизни

восприятие художественной литературы и фольклора
конструирование
игровая деятельность
коммуникативная деятельность (общение при
проведение режимных моментов)
самообслуживание и элементарный бытовой труд
игровая деятельность
самостоятельная деятельность детей в центрах
(уголках) развития (интеграция всех видов дея-ти)
познавательно-исследовательская деятельность
утренняя гимнастика
комплексы закаливающих процедур
гигиенические процедуры

7-й
год жизни

ежедневно
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно

ежедневно
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно

ежедневно
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно

ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
ежедневно
ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
Оздоровительная работа
ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».