Пояснительная записка к учебному плану Нормативные основания составления учебного плана Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115 (далее по тексту - МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; 5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); 6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». 7. Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 71149); 8. Уставом МАДОУ-детский сад комбинированного вида № 115. Дошкольное образовательное учреждение реализует Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту – АОП для обучающихся с ТНР). Концептуальные основания (принципы) формирования Учебного плана Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами: принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности; принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; решением программных образовательных задач в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; принцип культуросообразности образования. 2 Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики определены с учетом СанПиН 2.4.1.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). Учебный план МАДОУ на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. На 01.09.2024 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида № 115 функционирует 3 группы компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (2 группы в здании по адресу: ул. Волгоградская, 180а, 1 группа в здании по адресу: ул. Ясная, 34а). Средняя группа (с 4 до 5лет) – 1 Старшая группа (с 5 до 6 лет) – 1 Подготовительная группа (с 6 до 7 лет) - 1 Группы укомплектованы в соответствии с заключениями ТПМПК, возрастными нормами. В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, устанавливается соотношение между частями. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание образовательных областей обязательной части, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в которых осуществляется образовательная деятельность с учетом комплекса парциальных программ. Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21, в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания. 3 Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает: ‒ наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепления здоровья детей; экспериментирование с предметами неживой природы; сюжетно-ролевые игры и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природными материалами); элементарную трудовую деятельность на групповом участке МАДОУ; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу. Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может включать: ‒ элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей); ‒ проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое); ‒ игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); ‒ опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое; чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее; слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации; организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого; индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям; работу с родителями (законными представителями). Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует СанПиН 1.2.3685-21. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в средней группе (дети пятого года жизни) - 3 часа 20 мин., в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 7 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут, а в старшей и подготовительной 50 минут и 60 мин. соответственно. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 в день. Организация коррекционной работы В течение учебного года (согласно Календарному учебному графику) специалисты МАДОУ – учителя-логопеды, учителя-дефектологи и 4 педагог-психолог обследуют каждого ребёнка. По результатам проведенной диагностики выделяют группу детей с речевыми нарушениями, детей группы риска и направляют воспитанников на ТПМПК для координации работы с данными детьми. Эффективность коррекционной работы, как непрерывного педагогического процесса во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. В ДОУ осуществляется взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей в единстве требований к организации работы по преодолению имеющихся у детей нарушений. Взаимосвязь специалистов отражена в перспективном планировании. Общая продолжительность логопедических занятий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и требований СанПиН. Коррекционная работа проводится как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня, в зависимости от занятости детей и расписания работы специалистов. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности» 1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности. Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего МАДОУ. Средняя группа (с 4 до 5 лет) Освоение ОАП осуществляется в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 40 минут в день, 200 минут (3 часа 20 минут) в неделю. Продолжительность занятия не превышает 20 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. С целью коррекции речевых нарушений у воспитанников, в обязательной части занятия по речевому развитию и формировании целостной картины мира проводит учитель – логопед. Занятия проводятся по подгруппам. Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности» 1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности. 5 Старшая группа с 5 до 6 лет Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 50/75 минут в день, 325 минут в неделю. Продолжительность занятия не превышает 25 минут, занятия организуются в первую и во вторую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия по речевому развитию проводит учитель-логопед – 3 раза в неделю. Одно занятие – фронтальное, 2 подгрупповых. Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности» 1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности. Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего МАДОУ. Подготовительная группа с 6 до 7 лет Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 90 минут в день, 420 минут в неделю. Продолжительность занятия не превышает 30 минут, занятия организуются в первую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия по речевому развитию проводит учитель-логопед – 3 раза в неделю. Одно занятие – фронтальное, 2 подгрупповых. Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в 6 условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности» 1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности. Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего МАДОУ. 7 Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115 Адаптированная образовательная программа - образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2024-2025 учебный год образовательная область Познавательное развитие Речевое развитие вид детской деятельности Объем нагрузки в неделю (продолжительность/ количество) 5- й 6- й 7- й год жизни год жизни год жизни ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Окружающий мир/природа 20 минут (1) (В*) 25 минут (1) (В*) 30 минут (1) (В*) Сенсорные эталоны и познавательные действия 20 минут (1) (В*) 25 минут (1) (В*) 60 минут (2) (В*) Математические представления Формирование словаря, звуковая культура речи, 20 минут (1) 50 минут (2) (Л*) 60 минут (2) (Л*) грамматический строй речи, связная речь/подготовка к обучению грамоте Интерес к художественной литературе Социально коммуникативно е развитие Художественно эстетическое развитие 3 раза в неделю 3 раза в неделю 3 раза в неделю индивидуальная и индивидуальная и индивидуальная и подгрупповая работа подгрупповая работа подгрупповая работа ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в различных видах деятельности, в т.ч. режимных моментах (В*) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной деятельности режимных моментах изобразительная деятельность (рисование, лепка, 40 минут (2)(В*) 50 минут (2) (В*) 90 минут(3) (В*) аппликация, ручной труд) музыкальная деятельность (музыка) восприятие художественной литературы и фольклора 40 минут(2) (М*) 50 минут (2) (М*) 60 минут (2) (М*) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной деятельности режимных моментах (В*) 60 минут (3) (Ф*) 75 минут (3) (Ф*) 90 минут (3) (Ф*) двигательная активность (физкультура) Физическое развитие ИТОГО по обязательной части 200 минут (10) 300 минут (12) 390 минут (13) ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ Интеграция всех Образовательная программа «Самоцвет» ежедневно в ходе совместной образовательной деятельности педагога с образовательных детьми. областей Социально Парциальная программа «Мир без опасности» ежедневно в ходе 25 минут (1) 30 минут (1) коммуникативно совместной е развитие образовательной деятельности 8 ИТОГО по части, формируемой участниками ОО ВСЕГО вид детской деятельности - 25 минут (1) 30 минут (1) 200 минут (10) 325 минут (13) 420 минут (14) Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах детской деятельности 5- й 6-й год жизни год жизни восприятие художественной литературы и фольклора конструирование игровая деятельность коммуникативная деятельность (общение при проведение режимных моментов) самообслуживание и элементарный бытовой труд игровая деятельность самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития (интеграция всех видов дея-ти) познавательно-исследовательская деятельность утренняя гимнастика комплексы закаливающих процедур гигиенические процедуры 7-й год жизни ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Оздоровительная работа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 9