Нормативные основания составления учебного плана Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115 (далее по тексту - МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; 5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); 6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». 7. Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 71149); 8. Уставом МАДОУ-детского сада комбинированного вида № 115. МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 реализует Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее по тексту – АОП для обучающихся с НОДА). Концептуальные основания (принципы) формирования Учебного плана Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами: принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности; принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; решением программных образовательных задач в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; принцип культуросообразности образования. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики определены с учетом СанПиН 2.4.1.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). 2 Учебный план МАДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК) в рамках АОП для обучающихся НОДА, отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием и АОП для обучающихся с НОДА. Учебный план МАДОУ на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. На 01.09.2024 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детский сад комбинированного вида № 115 функционирует 2 группы компенсирующей направленности для воспитанников НОДА (в здании по адресу: ул. Волгоградская, 180а). Средняя группа (с 4 до 5лет) – 1 Подготовительная группа (6-7(8) лет ) – 1 Группы укомплектованы в соответствии с заключениями ТПМПК, возрастными нормами. В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, устанавливается соотношение между частями. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание образовательных областей обязательной части, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в которых осуществляется образовательная деятельность с учетом УМК (парциальных программ). Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирования, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Планирование образовательной деятельности в средней группе для детей с НОДА 3 Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. На основании п.2.11. 2 Федерального государственного образовательного стандарта, обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный год состоит из 36 недель с 02 сентября 2024 г. по 30 мая 2025 г. Время, отведенное на занятия, составляет 40 минут (первая половина дня), 200 минут в неделю. Продолжительность занятия не превышает 20 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия по познавательному развитию (ФЭМП) – 1 раз в неделю и речевому развитию – 1 раз в неделю, а также индивидуальные занятия с детьми проводит учитель-дефектолог. Сформированные учителем-дефектологом познавательные и речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности» Организуется в совместной деятельности воспитатели с детьми в режимных моментах. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с НОДА Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 90 минут в день, 420 минут (7 часов) в неделю. Продолжительность занятия не превышает 30 минут, занятия организуются в первую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия по познавательному развитию (ФЭМП) – 2 раза в неделю и речевому развитию – 2 раза в неделю, индивидуальные занятия, согласно циклограмме деятельности, проводит учительдефектолог. Сформированные учителем-дефектологом познавательные умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в 4 условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности» 1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности. Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего МАДОУ. Учебный план 5 по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в группах для детей с НОДА на 2024-2025 учебный год образовательная область вид детской деятельности Объем нагрузки в неделю (количество / продолжительность) 5-й год жизни ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Познавательное развитие Речевое развитие Окружающий мир/природа Сенсорные эталоны и познавательные действия Математические представления Формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь Подготовка к обучению грамоте Интерес к художественной литературе Социально коммуникативное развитие Художественно эстетическое развитие В сфере социальных отношений В области формирования основ гражданственности и патриотизма В сфере трудового воспитания Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Конструктивная деятельность Музыкальная деятельность (музыка) Театрализованная деятельность Культурно-досуговая деятельность Физическое развитие Физическое развитие ИТОГО по обязательной части: 1/20 минут (В) 0,5/10 минут (Д) 0,5/10 минут (Д) 0,5/10 минут (Д) 0,5/10 минут (Д) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в различных видах деятельности, в т.ч. режимных моментах (В*) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в различных видах деятельности и в режимных моментах (В,Д) 2/40 минут (В) в совместной деятельности педагога с детьми 2/40 минут (М) 1 раз в неделю в режимных моментах ежедневно, через взаимодействие взрослого с детьми в режимных моментах 3/90 минут (Ф) 10/200 минут ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ Интеграция всех образовательных областей Социальнокоммуникативное Парциальная образовательная программа «Самоцвет» (через организацию культурных практик) Формирование основ безопасного поведения (парциальная образовательная программа «Мир без опасности») ИТОГО по части, формируемой участниками ОО: проводится воспитателем с детьми в утренние и вечерние часы в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности проводится воспитателем с детьми в утренние и вечерние часы в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности 10/200 минут ВСЕГО: Учебный план 6 по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в группах для детей с НОДА на 2024-2025 учебный год образовательная область вид детской деятельности Объем нагрузки в неделю (количество / продолжительность) 7-й год жизни ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Познавательное развитие Речевое развитие Окружающий мир/природа Сенсорные эталоны и познавательные действия Математические представления Формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь Подготовка к обучению грамоте Интерес к художественной литературе Социально коммуникативное развитие Художественно эстетическое развитие В сфере социальных отношений В области формирования основ гражданственности и патриотизма В сфере трудового воспитания Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Прикладное творчество/народное декоративно-прикладное искусство Конструктивная деятельность Музыкальная деятельность (музыка) Театрализованная деятельность Культурно-досуговая деятельность Физическое развитие Физическое развитие 1/30 минут (В) 1/30 минут (Д) 1/30 минут (Д) 1/30 минут (Д) 1/30 минут (Д) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в различных видах деятельности, в т.ч. режимных моментах (В*) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в различных видах деятельности и в режимных моментах 3/90минут (В) в совместной деятельности педагога с детьми 2/60 минут (М) 1 раз в неделю в режимных моментах ежедневно, через взаимодействие взрослого с детьми в режимных моментах 3/90 минут (Ф) ИТОГО по обязательной части: 13/390 минут ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ Интеграция всех Парциальная образовательная программа «Самоцвет» (через образовательных организацию культурных практик) областей СоциальноФормирование основ безопасного поведения (парциальная коммуникативное образовательная программа «Мир без опасности») ИТОГО по части, формируемой участниками ОО: проводится воспитателем с детьми в утренние и вечерние часы в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности ВСЕГО: 1 /30 минут (В) 1/30 минут 14/420 минут Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности 7 вид детской деятельности 7-й год жизни восприятие художественной литературы и фольклора ежедневно в режимных моментах, углубленно пятница конструирование ежедневно в режимных моментах, углубленно среда игровая деятельность ежедневно коммуникативная деятельность (общение при проведение режимных ежедневно моментов) самообслуживание и элементарный бытовой труд ежедневно Самостоятельная деятельность детей игровая деятельность ежедневно самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно (интеграция всех видов дея-ти) познавательно-исследовательская деятельность ежедневно Оздоровительная работа утренняя гимнастика ежедневно комплексы закаливающих процедур ежедневно гигиенические процедуры ежедневно 8