Учебный план к АОП для обучающихся с ТНР на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115
(далее по тексту - МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного
образования»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля
2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
7. Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24
ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 71149);
8. Уставом МАДОУ-детский сад комбинированного вида № 115.
9. Адаптированной образовательной программой – образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту – АОП).
Концептуальные основания (принципы) формирования Учебного плана
Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами:
 принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики);
 критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаться к разумному «минимуму»);
 принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой
и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности;
 принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса;
 решением программных образовательных задач в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей
и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
2

 принцип культуросообразности образования.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений;
количественные характеристики определены с учетом СанПиН 2.4.1.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).
Учебный план МАДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК) в рамках АОП для детей с
тяжелыми нарушениями речи МАДОУ – детского сада комбинированного вида № 115, отражает образовательные области, виды образовательной
деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в
соответствии с утвержденным муниципальным заданием и АОП.
Учебный план МАДОУ на 2022 – 2023 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных
областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение
не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание
воспитанников.
На 01.09.2022 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида №
115 функционирует 2 группы компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (1 группа в здании по адресу:
ул. Волгоградская, 180а, 1 группа в здании по адресу: ул. Ясная, 34а).
Средняя группа (с 4 до 5лет) – 1
Старшая группа (с 6 до 7 лет) – 1
Группы укомплектованы в соответствии с заключениями ТПМПК, возрастными нормами.
В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений,
устанавливается соотношение между частями.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание
образовательных областей обязательной части, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно
реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в
которых осуществляется образовательная деятельность с учетом комплекса УМК (парциальных программ).
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности –
совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде
организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за
детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с
одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией
питания и др.)
Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой,
двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирования, музыкальной, самообслуживания и элементарного
бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов
работы.
3

Программно – целевые основания (УМК ООП ДО)
Учебный план разработан с учетом УМК, утвержденным в АОП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для реализации АОП части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития
и интересов детей дошкольного возраста предусмотрен УМК:
 парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» под редакцией И.А. Лыковой;
 парциальной образовательной программы «СамоЦвет» под редакцией О.А. Трофимовой, О.В. Толстиковой, Н.В. Дягилевой, О.В. Закревской
(дополнение содержания ООП ДО с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий.
Планирование в группах общеразвивающей направленности:
Средняя группа (с 4 до 5 лет)
Освоение ОАП осуществляется в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 40 минут в день, 200 минут (3 часа 20 минут) в неделю.
Продолжительность занятия не превышает 20 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка.
Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. С целью коррекции речевых нарушений у воспитанников, в обязательной части занятия
по речевому развитию и формировании целостной картины мира проводит учитель – логопед. Занятия проводятся по подгруппам.
Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире,
элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности
воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога
с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности.
Старшая группа с 5 до 6 лет
Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 50/75 минут в день, 325 минут в неделю. Продолжительность
занятия не превышает 25 минут, занятия организуются в первую и во вторую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие,
проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут.
Занятия по речевому развитию проводит учитель-логопед – 3 раза в неделю. Одно занятие – фронтальное, 2 подгрупповых.
Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире,
4

элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности
воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога
с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности.
Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом
заведующего МАДОУ.

5

Учебный план
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
на 2023-2024 учебный год
образовательная
область
Познавательное
развитие

вид детской деятельности

познавательно-исследовательская

Объем нагрузки в неделю (продолжительность/ количество)
5- й
6- й
год жизни
год жизни
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
40 минут (2)
75 минут (3)

(формирование целостной картины мира,
математическое развитие)

конструктивно-модельная
Речевое развитие

коммуникативная (развитие речи)

Социально коммуникативное
развитие
Художественно эстетическое
развитие

игровая, самообслуживание и
элементарный бытовой труд
изобразительная деятельность

в совместной деятельности взрослого с детьми
20 минут (1)

50 минут (2)

ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной
деятельности режимных моментах
40 минут (2)

50 минут (2)

(рисование, лепка, аппликация, ручной
труд)
музыкальная деятельность (музыка)

40 минут(2)
50 минут (2)
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной
деятельности режимных моментах
двигательная
активность
(физкультура)
Физическое развитие
60 минут (3)
90 минут (3)
ИТОГО по обязательной части
200 минут (10)
12
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ
Интеграция всех
Образовательная программа
ежедневно в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми.
образовательных
«Самоцвет»
областей
Социально Парциальная программа «Мир без
ежедневно в ходе совместной
25 минут (1)
коммуникативное
опасности»
образовательной деятельности
развитие
ИТОГО по части, формируемой участниками ОО
25 минут (1)
восприятие художественной
литературы и фольклора

ВСЕГО

200 минут (10)

325 минут (13)
6

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах детской деятельности
5- й
год жизни
восприятие художественной литературы и фольклора
ежедневно
конструирование
1 раз в неделю
игровая деятельность
ежедневно
коммуникативная деятельность (общение при
ежедневно
проведение режимных моментов)
самообслуживание и элементарный бытовой труд
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
игровая деятельность
ежедневно
самостоятельная деятельность детей в центрах
ежедневно
(уголках) развития (интеграция всех видов дея-ти)
познавательно-исследовательская деятельность
ежедневно
Оздоровительная работа
утренняя гимнастика
ежедневно
комплексы закаливающих процедур
ежедневно
гигиенические процедуры
ежедневно
вид детской деятельности

6-й
год жизни
ежедневно
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».