Пояснительная записка к учебному плану Нормативные основания составления учебного плана Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115 (далее по тексту - МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; 5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); 6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». 7. Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 71149); 8. Уставом МАДОУ-детского сада комбинированного вида № 115. 9. Адаптированной образовательной программой – образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с задержкой психического развития (далее по тексту – АОП). Концептуальные основания (принципы) формирования Учебного плана Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами: принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности; принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; решением программных образовательных задач в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; 2 принцип культуросообразности образования. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики определены с учетом СанПиН 2.4.1.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). Учебный план МАДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК) в рамках АОП для детей с задержкой психического развития МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115, отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием и АОП. Учебный план МАДОУ на 2023 – 2024 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. На 01.09.2023 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детский сад комбинированного вида № 115 функционирует 1 группа компенсирующей направленности для воспитанников с задержкой психического развития (в здании по адресу: ул. Ясная, 34а). Средняя группа (с 4 до 5лет) – 1 Подготовительная группа (6-7(8) лет ) – 2 Группы укомплектованы в соответствии с заключениями ТПМПК, возрастными нормами. В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, устанавливается соотношение между частями. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание образовательных областей обязательной части, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в которых осуществляется образовательная деятельность с учетом УМК (парциальных программ). Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирования, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. 3 Планирование образовательной деятельности в средней группе для детей с НОДА Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. На основании п.2.11. 2 Федерального государственного образовательного стандарта, обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный год состоит из 37 недель с 01 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г. Время, отведенное на занятия, составляет 40 минут (первая половина дня), 200 минут в неделю. Продолжительность занятия не превышает 20 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия по познавательному развитию (ФЭМП) – 1 раз в неделю и речевому развитию – 1 раз в неделю проводит учитель-дефектолог. (занятие – подгрупповое). Сформированные учителем-дефектологом познавательные и речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности» Организуется в совместной деятельности воспитатели с детьми в режимных моментах. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с НОДА Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 90 минут в день, 420 минут (7 часов) в неделю. Продолжительность занятия не превышает 30 минут, занятия организуются в первую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия по познавательному развитию (ФЭМП) – 2 раза в неделю и речевому развитию – 2 раза в неделю проводит учитель-дефектолог. Одно занятие – подгрупповое, одно занятие индивидуальное. Сформированные учителем-дефектологом познавательные умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной 4 части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности» 1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности. Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего МАДОУ. 5 Учебный план по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в группах для детей с НОДА на 2023-2024 учебный год образовательная область вид детской деятельности Объем нагрузки в неделю (количество / продолжительность) 5-й год жизни ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Познавательное развитие познавательно-исследовательская (ознакомление с окружающим миром) познавательно-исследовательская (развитие элементарных математических представлений) Речевое развитие конструктивно-модельная коммуникативная (развитие речевого восприятия, подготовка к обучению грамоте) восприятие художественной литературы и фольклора (художественная литература) Социально коммуникативное развитие Художественно эстетическое развитие Физическое развитие игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд в совместной деятельности взрослого с детьми 1/20 минут (Д) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной деятельности режимных моментах (В*) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной деятельности режимных моментах 2/40 минут (В) 2/40 минут(М) двигательная активность (физкультура) 3/60 минут(Ф) 10/200 минут ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ Образовательная программа «Самоцвет» ИТОГО по части, формируемой участниками ОО: ВСЕГО: 1/20 минут (Д) изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) музыкальная деятельность (музыка) ИТОГО по обязательной части: Интеграция всех образовательных областей 1/20 минут (В) проводится воспитателем в утренние и вечерние часы в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности взрослого и ребенка. 10/200 минут Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности вид детской деятельности 5-й год жизни восприятие художественной литературы и фольклора ежедневно в режимных моментах, углубленно пятница конструирование ежедневно в режимных моментах, углубленно среда 6 игровая деятельность коммуникативная деятельность (общение при проведение режимных моментов) самообслуживание и элементарный бытовой труд Самостоятельная деятельность детей игровая деятельность самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития (интеграция всех видов дея-ти) познавательно-исследовательская деятельность Оздоровительная работа утренняя гимнастика комплексы закаливающих процедур гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 7 Учебный план по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в группах для детей с НОДА на 2023-2024 учебный год образовательная область вид детской деятельности Объем нагрузки в неделю (количество / продолжительность) 7-й год жизни ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Познавательное развитие познавательно-исследовательская (ознакомление с окружающим 1/30 минут (В) миром) познавательно-исследовательская (развитие элементарных 2/60 минут (Д) математических представлений) Речевое развитие конструктивно-модельная коммуникативная (развитие речевого восприятия, подготовка к в совместной деятельности взрослого с детьми 2/60 минут (Д) обучению грамоте) восприятие художественной литературы и фольклора (художественная литература) Социально коммуникативное развитие Художественно эстетическое развитие Физическое развитие игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной деятельности режимных моментах (В*) ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной деятельности режимных моментах изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, 3/90минут (В) ручной труд) музыкальная деятельность (музыка) 2/60 минут (М) 3/90 минут (Ф) 13/390 минут двигательная активность (физкультура) ИТОГО по обязательной части: ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ Парциальная образовательная программа «Самоцвет» проводится воспитателем в утренние и вечерние часы в ходе режимных Интеграция всех образовательных областей СоциальноПарциальная образовательная программа «Мир без опасности» коммуникативное ИТОГО по части, формируемой участниками ОО: моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности взрослого и ребенка. ВСЕГО: 1 /30 минут (В) 14/420 минут Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности 8 вид детской деятельности 7-й год жизни восприятие художественной литературы и фольклора ежедневно в режимных моментах, углубленно пятница конструирование ежедневно в режимных моментах, углубленно среда игровая деятельность ежедневно коммуникативная деятельность (общение при проведение режимных ежедневно моментов) самообслуживание и элементарный бытовой труд ежедневно Самостоятельная деятельность детей игровая деятельность ежедневно самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно (интеграция всех видов дея-ти) познавательно-исследовательская деятельность ежедневно Оздоровительная работа утренняя гимнастика ежедневно комплексы закаливающих процедур ежедневно гигиенические процедуры ежедневно 9