Пояснительная записка к учебному плану
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115
(далее по тексту - МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного
образования»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля
2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
7. Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24
ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 71149);
8. Уставом МАДОУ-детского сада комбинированного вида № 115.
9. Адаптированной образовательной программой – образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию воспитанников с задержкой психического развития (далее по тексту – АОП).
Концептуальные основания (принципы) формирования Учебного плана
Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами:
принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики);
критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаться к разумному «минимуму»);
принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой
и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности;
принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса;
решением программных образовательных задач в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей
и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
2
принцип культуросообразности образования.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений;
количественные характеристики определены с учетом СанПиН 2.4.1.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).
Учебный план МАДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК) в рамках АОП для детей с
задержкой психического развития МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115, отражает образовательные области, виды
образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса
образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием и АОП.
Учебный план МАДОУ на 2023 – 2024 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных
областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение
не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание
воспитанников.
На 01.09.2023 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детский сад комбинированного вида № 115
функционирует 1 группа компенсирующей направленности для воспитанников с задержкой психического развития (в здании по адресу: ул. Ясная,
34а).
Средняя группа (с 4 до 5лет) – 1
Подготовительная группа (6-7(8) лет ) – 2
Группы укомплектованы в соответствии с заключениями ТПМПК, возрастными нормами.
В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений,
устанавливается соотношение между частями.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание
образовательных областей обязательной части, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно
реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в
которых осуществляется образовательная деятельность с учетом УМК (парциальных программ).
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности –
совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде
организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за
детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с
одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией
питания и др.)
Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой,
двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирования, музыкальной, самообслуживания и элементарного
бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов
работы.
3
Планирование образовательной деятельности в средней группе для детей с НОДА
Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. На основании п.2.11. 2 Федерального государственного образовательного стандарта, обязательная часть
программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья. Учебный год состоит из 37 недель с 01 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.
Время, отведенное на занятия, составляет 40 минут (первая половина дня), 200 минут в неделю. Продолжительность занятия не превышает
20 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее
10 минут.
Занятия по познавательному развитию (ФЭМП) – 1 раз в неделю и речевому развитию – 1 раз в неделю проводит учитель-дефектолог.
(занятие – подгрупповое). Сформированные учителем-дефектологом познавательные и речевые умения детей закрепляются в процессе развития
их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в
конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре,
музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной
деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с
детьми 1 раз в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания
обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных
условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности
в условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
Организуется в совместной деятельности воспитатели с детьми в режимных моментах.
Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с НОДА
Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 90 минут в день, 420 минут (7 часов) в неделю.
Продолжительность занятия не превышает 30 минут, занятия организуются в первую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие,
проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия по познавательному развитию (ФЭМП)
– 2 раза в неделю и речевому развитию – 2 раза в неделю проводит учитель-дефектолог. Одно занятие – подгрупповое, одно занятие индивидуальное. Сформированные учителем-дефектологом познавательные умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об
окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и
изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный
руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности
педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в
неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
4
части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности.
Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом
заведующего МАДОУ.
5
Учебный план
по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей
направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в группах для детей с НОДА
на 2023-2024 учебный год
образовательная
область
вид детской деятельности
Объем нагрузки в неделю (количество / продолжительность)
5-й год жизни
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Познавательное
развитие
познавательно-исследовательская (ознакомление с окружающим
миром)
познавательно-исследовательская (развитие элементарных
математических представлений)
Речевое развитие
конструктивно-модельная
коммуникативная (развитие речевого восприятия, подготовка к
обучению грамоте)
восприятие художественной литературы и фольклора
(художественная литература)
Социально коммуникативное
развитие
Художественно эстетическое
развитие
Физическое развитие
игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд
в совместной деятельности взрослого с детьми
1/20 минут (Д)
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в
образовательной деятельности режимных моментах (В*)
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в
образовательной деятельности режимных моментах
2/40 минут (В)
2/40 минут(М)
двигательная активность (физкультура)
3/60 минут(Ф)
10/200 минут
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ
Образовательная программа «Самоцвет»
ИТОГО по части, формируемой участниками ОО:
ВСЕГО:
1/20 минут (Д)
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
музыкальная деятельность (музыка)
ИТОГО по обязательной части:
Интеграция всех
образовательных
областей
1/20 минут (В)
проводится воспитателем в утренние и вечерние часы в ходе режимных
моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности
взрослого и ребенка.
10/200 минут
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
вид детской деятельности
5-й год жизни
восприятие художественной литературы и фольклора
ежедневно в режимных моментах, углубленно пятница
конструирование
ежедневно в режимных моментах, углубленно среда
6
игровая деятельность
коммуникативная деятельность (общение при проведение режимных
моментов)
самообслуживание и элементарный бытовой труд
Самостоятельная деятельность детей
игровая деятельность
самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития
(интеграция всех видов дея-ти)
познавательно-исследовательская деятельность
Оздоровительная работа
утренняя гимнастика
комплексы закаливающих процедур
гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
7
Учебный план
по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей
направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в группах для детей с НОДА
на 2023-2024 учебный год
образовательная
область
вид детской деятельности
Объем нагрузки в неделю (количество / продолжительность)
7-й год жизни
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Познавательное
развитие
познавательно-исследовательская (ознакомление с окружающим
1/30 минут (В)
миром)
познавательно-исследовательская (развитие элементарных
2/60 минут (Д)
математических представлений)
Речевое развитие
конструктивно-модельная
коммуникативная (развитие речевого восприятия, подготовка к
в совместной деятельности взрослого с детьми
2/60 минут (Д)
обучению грамоте)
восприятие художественной литературы и фольклора
(художественная литература)
Социально коммуникативное
развитие
Художественно эстетическое
развитие
Физическое развитие
игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в
образовательной деятельности режимных моментах (В*)
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в
образовательной деятельности режимных моментах
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация,
3/90минут (В)
ручной труд)
музыкальная деятельность (музыка)
2/60 минут (М)
3/90 минут (Ф)
13/390 минут
двигательная активность (физкультура)
ИТОГО по обязательной части:
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ
Парциальная образовательная программа «Самоцвет»
проводится воспитателем в утренние и вечерние часы в ходе режимных
Интеграция всех
образовательных
областей
СоциальноПарциальная образовательная программа «Мир без опасности»
коммуникативное
ИТОГО по части, формируемой участниками ОО:
моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности
взрослого и ребенка.
ВСЕГО:
1 /30 минут (В)
14/420 минут
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
8
вид детской деятельности
7-й год жизни
восприятие художественной литературы и фольклора
ежедневно в режимных моментах, углубленно пятница
конструирование
ежедневно в режимных моментах, углубленно среда
игровая деятельность
ежедневно
коммуникативная деятельность (общение при проведение режимных
ежедневно
моментов)
самообслуживание и элементарный бытовой труд
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
игровая деятельность
ежедневно
самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития
ежедневно
(интеграция всех видов дея-ти)
познавательно-исследовательская деятельность
ежедневно
Оздоровительная работа
утренняя гимнастика
ежедневно
комплексы закаливающих процедур
ежедневно
гигиенические процедуры
ежедневно
9