Учебный план к ООП ДО на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115
(далее по тексту - МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного
образования»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля
2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
7. Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №
1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
8. Уставом МАДОУ-детский сад комбинированного вида № 115.
9. Основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей
направленности МАДОУ.
Концептуальные основания (принципы) формирования Учебного плана
Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами:
 принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики);
 критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаться к разумному «минимуму»);
 принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой
и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности;
 принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса;
 решением программных образовательных задач в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей
и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
 принцип культуросообразности образования.
2

Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений;
количественные характеристики определены с учетом СанПиН 2.4.1.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).
Учебный план МАДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК) в рамках основной
общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МАДОУ
(далее ООП ДО), отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС
ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием и ООП ДО.
Учебный план МБДОУ на 2023 – 2024 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных
областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение
не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание
воспитанников.
На 01.09.2023 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида №
115 функционирует 9 групп общеразвивающей направленности (2 группы в здании по адресу: ул. Волгоградская, 180а, 7 групп в здании по адресу:
ул. Ясная, 34а).
группа раннего возраста (с 1,5 до 2 лет) – 1;
группа раннего возраста (с 2 до 3 лет) – 2;
2 младшая группа (с 3 до 4 лет) – 3;
средняя группа (с 4 до 5лет) – 2;
старшая группа (с 5 до 6 лет) – 1.
Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами.
В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений,
устанавливается соотношение между частями.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание
образовательных областей обязательной части, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно
реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в
которых осуществляется образовательная деятельность с учетом комплекса УМК (парциальных программ).
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности –
совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде
организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за
детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с
одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией
питания и др.)
Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой,
двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирования, музыкальной, самообслуживания и элементарного
3

бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов
работы.
Программно – целевые основания (УМК ООП ДО)
Учебный план разработан с учетом УМК, утвержденного ООП ДО МАДОУ, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей, выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ.
Для реализации ООП ДО части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей
развития и интересов детей дошкольного возраста предусмотрен УМК:
 парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» под редакцией И.А. Лыковой;
 парциальной образовательной программы «СамоЦвет» под редакцией О.А. Трофимовой, О.В. Толстиковой, Н.В. Дягилевой, О.В. Закревской
(дополнение содержания ООП ДО с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий;
 программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки».
Планирование в группах общеразвивающей направленности:
Группа раннего возраста (с 1,5 до 2 лет)
Освоение ООП ДО осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 20 минут в день, 100 минут (1 час 40 минут) в неделю.
Продолжительность занятия не превышает 10 минут, осуществляется в первую и во вторую половину дня (по 10 мин.). Деятельность по развитию
движений проводится по подгруппам с перерывом между занятиями 10 минут. Согласно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 №2. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части ООП ДО образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона.
Образовательную деятельность на группе осуществляет воспитатель и музыкальный руководитель (восприятие смысла музыки).
Группа раннего возраста (с 2 до 3 лет)
Освоение ООП ДО осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 20 минут в день, 100 минут (1 час 40 минут) в неделю.
Продолжительность занятия не превышает 10 минут, осуществляется в первую и во вторую половину дня (по 10 мин.). Деятельность по развитию
движений проводится по подгруппам с перерывом между занятиями 10 минут. Согласно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 №2. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
4

части ООП ДО образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона.
Образовательную деятельность на группе осуществляет воспитатель и музыкальный руководитель (восприятие смысла музыки).
II младшая группа (с 3 до 4 лет)
Освоение ООП ДО осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 30 минут в день, 150 минут (2 часа 30 минут) в неделю.
Продолжительность занятия не превышает 15 минут, занятия организуются в первую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие,
проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут.
Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога
с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части ООП ДО образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности; одно из двух занятий по музыкальной деятельности проводится по программе
музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки».
Образовательную деятельность на группе осуществляет воспитатель и музыкальный руководитель (музыкальная деятельность), инструктор
по физической культуре (двигательная деятельность).
Средняя группа (с 4 до 5 лет)
Освоение ООП ДО осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 40 минут в день, 200 минут (3 часа 20 минут) в неделю.
Продолжительность занятия не превышает 20 минут, занятия организуются в первую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие,
проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут.
Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога
с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части ООП ДО образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности; одно из двух занятий по музыкальной деятельности проводится по программе
музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки».
5

Старшая группа с 5 до 6 лет
Освоение ООП ДО осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через
организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет
100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 50/75 минут в день, 325 минут в неделю. Продолжительность
занятия не превышает 25 минут, занятия организуются в первую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв
- физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут.
Исходя из пункта 11.12. СанПин, непрерывная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста может проводиться
во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность ее составляет 30 минут.
Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога
с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной
части ООП ДО образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий
уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; формирование культуры безопасности личности в
условиях развивающего дошкольного образование планируется через реализацию парциальной программы И.А. Лыткиной «Мир без опасности»
1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности; одно из двух занятий по музыкальной деятельности проводится по программе
музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки».
Образовательную деятельность в группе осуществляют: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре.
Учебный план является приложением к ООП ДО, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом
заведующего МАДОУ.

6

Учебный план
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования
в группах общеразвивающей направленности
на 2023-2024 учебный год
образовательная
область
Познавательное
развитие
Речевое развитие

вид детской деятельности / виды занятий
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
предметная деятельность, игры с
составными и динамическими
игрушками (ребенок и окружающий мир)
общение с взрослым, рассматривание
картинок (развитие речи)
восприятие сказок, стихов

Объем нагрузки в неделю (продолжительность/ количество)
второй год жизни
третий год жизни
10 минут (1)

10 минут (1)

10 минут (1)

10 минут (1)

10 минут (1)

10 минут (1)

(художественная литература)

Социально коммуникативное
развитие
Художественно эстетическое
развитие

совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, общение
самообслуживание и действия с
бытовыми предметами-орудиями
Предметная деятельность,
экспериментирование с материалами

ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной
деятельности режимных моментах

20 минут (2)

20 минут (2)

(рисование, лепка, конструирование)
восприятие смысла музыки (музыкальное)
двигательная активность (физкультурное)

20 минут (2)
20 минут (2)
Физическое развитие
30 минут (3)
30 минут (3)
ИТОГО по обязательной части
100 минут (10)
100 минут (10)
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ
Интеграция всех
Образовательная программа «Самоцвет»
образовательных
ежедневно в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми
областей
.
ИТОГО по части, формируемой участниками ОО
ВСЕГО

100 минут (10)

7

Учебный план
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 115
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования
в группах общеразвивающей направленности
на 2022-2023 учебный год
образовательная область

Познавательное развитие

вид детской деятельности /
виды занятий

Объем нагрузки в неделю (продолжительность/ количество)
4- й
5- й
6- й
год жизни
год жизни
год жизни
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
30 минут (2)
40 минут(2)
75 минут (3)

познавательноисследовательская (ознакомление
с окружающим миром,
математическое развитие)

конструктивно-модельная

в совместной деятельности взрослого с детьми

(конструирование)

Речевое развитие
Социально коммуникативное развитие
Художественно - эстетическое
развитие

коммуникативная (развитие речи)
восприятие художественной
литературы и фольклора
игровая, самообслуживание и
элементарный бытовой труд
изобразительная деятельность

15 минут (1)
20 минут (1)
50 минут (2)
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательной
деятельности режимных моментах
30 минут(2)
40 минут(2)
50 минут (2)

(рисование, лепка, аппликация,
ручной труд)

музыкальная деятельность

30 минут (2)

40 минут (2)

50 минут (2)

45 минут (3)

60 минут (3)

75 минут (3)

(музыка)

Физическое развитие

двигательная деятельность
(физкультура)

ИТОГО по обязательной части
135 минут (9)
180 минут (9)
300 минут (12)
ЧАСТЬ, ФОРИМРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ
Интеграция всех
Образовательная программа
ежедневно в ходе непрерывной и совместной образовательной деятельности
образовательных областей
«Самоцвет»
Социально Парциальная программа «Мир
ежедневно в ходе совместной образовательной
25 минут(1)
коммуникативное развитие
без опасности»
деятельности
ИТОГО по части,
формируемой участниками
ОО
ВСЕГО
150 минут (10)
200 минут (10)
325 мин.(13)
8

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
3-й год
4- й
5- й
жизни
год жизни
год жизни
восприятие художественной литературы и фольклора
ежедневно
ежедневно
ежедневно
конструирование
ежедневно
1 раз в неделю
1 раз в неделю
игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
коммуникативная деятельность (общение при
ежедневно
ежедневно
ежедневно
проведение режимных моментов)
самообслуживание и элементарный бытовой труд
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках)
ежедневно
ежедневно
ежедневно
развития (интеграция всех видов дея-ти)
познавательно-исследовательская деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Оздоровительная работа
утренняя гимнастика
ежедневно
ежедневно
ежедневно
комплексы закаливающих процедур
ежедневно
ежедневно
ежедневно
гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно
вид детской деятельности

6- й
год жизни
ежедневно
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».