Рабочая программа педагога-психолога №1

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ…………………………………………………5
1.1.Пояснительная
записка………………………………………………5
1.2.Цель
программы………………………………………………………6
1.3.Принципы и подходы к формированию программы……………7
1.4.Основные
задачи
обучения…………………………………………9
1.5Требования к условиям реализации программы…………………10
1.6Особенности психического развития детей с ТНР………………11
1.7Планируемые
результаты
освоения
программы
(целевые
ориентиры)……………………………………………………………………….14
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ………………………………………16
2.1.Основные направления деятельности педагога-психолога…………16
2.2.Психологическая
диагностика…………………………………………16
2.3.Коррекционно-развивающее
направление……………………………17
2.4.Профилактика и просвещение…………………………………………23
2.5.Психологическое
консультирование…………………………………25
2.6.Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами,
реализующими АООП
ДОУ………………………………………………26
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ………………………………………30
3.1.Материально-техническое обеспечение программы…………………30
3.2.Кадровые условия реализации программы…………………………32
3.3.Используемая
литература……………………………………………32

2

ВВЕДЕНИЕ
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты
ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает в себя основные
направления деятельности педагога-психолога, формы, способы, методы и
средства реализации программы. Так же Программа включает описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и
включение детей с ТНР в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
 является неотъемлемой частью примерной адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования
детей раннего и дошкольного возраста с ТНР в условиях
дошкольных образовательных групп комбинированной и
компенсирующей направленности;
 обеспечивает
достижение
максимальной
реализации
реабилитационного потенциала;
 учитывает особые образовательные потребности детей раннего и
дошкольного возраста с ТНР, удовлетворение которых открывает
возможность общего образования.
В Организационном разделе программы представлены, условия
реализации программы и ее материально-техническое оснащение,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения ,
особенности организации предметно-пространственной развивающей
образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые
условия реализации программы.
Рабочая Программа педагога-психолога это комплексная программа по
оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в
освоении основной образовательной программы дошкольного образования,
определяющая содержание коррекционной работы образовательного
процесса в группах компенсирующей направленности МАДОУ – детского
сада комбинирующего вида № 115 (далее МАДОУ) в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155) и направлено
на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы
дошкольного образования, коррекцию недостатков в речевом развитии
3

воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой
категории в освоении ОПДО.
Рабочая Программа разрабатывается, утверждается и реализуется
педагогом-психологом самостоятельно в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, №
1155), и с учетом модели (проекта) «Примерной адаптированной программой
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с
тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». Рабочая программа
воспитания Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения – детский сад комбинированного вида № 115.
Рабочая
программа рассчитана на 1 учебный год.

4

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Получение воспитанниками МАДОУ - детьми с ограниченными
возможностями здоровья - дошкольного образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения
их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Данная рабочая Программа предназначена для работы педагогапсихолога в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи). Программа имеет образовательную,
коррекционно-развивающую направленность, разработана в соответствии с
«Адаптированной образовательной программой дошкольного образования в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении –
детский сад комбинированного вида № 115». Рабочая Программа учитывает
концептуальные положения «Примерной адаптированной программы
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада
для детей с тяжелыми нарушениями речи»
(Н.В.Нищева, 2018),
разрабатывается с целью построения системы педагогической деятельности,
обеспечения качества образования, создания условий для практического
освоения
способов
педагогической
деятельности,
обеспечения
индивидуального развития детей. раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка. Рабочая Программа рассчитана на один учебный год с 1
сентября 2021 года по 30 июня 2022 года.
Рабочая программа составлена с учетом «зоны ближайшего развития»
при построении образовательной работы с дошкольниками, продуктивного
формирования ведущих психических процессов у ребенка и в содействии
преодолению
неблагоприятных
вариантов
детского
развития
в
разнообразных видах деятельности. Структура и содержание рабочей
программы разработаны в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г Москва;
«Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного
образования».
5

- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014. «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования».
- Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28
февраля 2014 г. № 08 - 249
- Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав
детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818 «О
направлении методических рекомендаций по вопросам организации
образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования в группах компенсирующего вида для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3–7 лет
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад комбинированного вида №115 города Екатеринбург (АООП
ДОУ);
- Устав МАДОУ Детский сад комбинированного вида №115

1.2. Цель Программы
Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, возможность освоения
детьми с речевыми нарушениями адаптированной общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
и
их
интеграция
в
общеобразовательном учреждении, осуществления своевременного и
полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального
благополучия посредством интеграции содержания образования и
организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Цель программы: методическое обеспечение всех участников
образовательного процесса в вопросах осуществления психологического
сопровождения развития детей с тяжелыми нарушениями речи в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Общими направлениями деятельности педагога-психолога в ДОУ можно
назвать следующие:
- предупреждать возникновение трудностей развития ребенка;
6

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития;
повышать
психолого-педагогическую
компетентность
(психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- содействовать коллективу дошкольного учреждения в создании
психологически безопасной образовательной среды и в гармонизации
социально-психологического климата.
С учетом ФГОС ДО, приоритетом является психолого-педагогическая
поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей
дошкольного возраста, через направления: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие.
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы формирования программы педагога-психолога
можно определить следующим образом:
1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения
разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет
ему создавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания,
полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции
реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на
основе качественно нового проектирования педагогической деятельности,
обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных
задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции
основывается на положении об общности психических процессов, развитие
которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и
на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т.
Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Интегрирование разного
содержания, разных видов деятельности детей и форм организации
образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания,
воспроизведения и преобразования действительности, свойственному
дошкольникам.
2. Принцип развивающего образования, который реализуется через
деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
3. Принцип научной обоснованности и практической применимости, т.е.
соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики.
7

4. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного
возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
 «Познавательное развитие» Работа по сенсорному развитию, развитию
высших психических функций, становлению сознания, развитию
воображения
и
творческой
активности,
совершенствованию
эмоционально-волевой сферы. Формирование целостной картины
мира.
 «Физическое развитие» Развитие ориентировки в пространстве мелкой
и крупной моторики, координации движений.
 «Социально-коммуникативное развитие» Использование сюжетноролевых, дидактических игр при работе над развитием восприятия,
памяти, внимания, мышления, воображения.
 «Речевое развитие» Использование стихов, скороговорок при
выполнении пальчиковых упражнений, загадок, сказок для развития
познавательных психических функций.
 «Художественно-эстетическое развитие» Развитие умений сравнивать
предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму,
величину.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях
Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности
дошкольников.
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и
его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои
поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному
окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является
формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых,

8

появление к моменту подготовки к школе положительной установки к
обучению в школе как важному шагу взросления.1
Направления деятельности педагога-психолога «Модуль дружба»: 2
– развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания,
выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать
положительному примеру;
– обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие,
прощание,
просьбы, извинения);
– расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в
связи с подготовкой к школе, формировать интерес к учебной деятельности и
желание учиться в школе;
– развивать представления о правилах поведения,
нравственности на здоровье человека и окружающих людей;

о

влиянии

– формировать первоначальные представления о базовых национальных
российских ценностях, о правилах этики;
– содействовать становлению желания принимать участие в традициях
города, горожан, культурных мероприятиях, социальных, природоохранных
акциях.

1.4. Основные задачи обучения
Цель конкретизируется в следующих задачах:
 cоздать систему психологического сопровождения реализации АООП
ДО (осуществлять раннюю диагностику, определять пути
профилактики и координации психических нарушений (своевременно
выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ТНР);
 определять особые образовательные потребности детей с ТНР;
 определять особенности организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и

1

Рабочая программа воспитания Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
– детский сад комбинированного вида № 115
2
Рабочая программа воспитания Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
– детский сад комбинированного вида № 115

9

степенью его выраженности; укреплять физическое и психическое
здоровье детей с ТНР, обеспечивая их эмоциональное благополучие);
 разрабатывать систему повышения психологической компетентности
педагогов;
 осуществлять взаимосвязь с педагогическим коллективом при
взаимодействии с детьми; - консультировать и поддерживать семью, с
целью повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системноорганизованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в
процессе которой создаются психолого-педагогические условия для развития
детей.
Формы психологического сопровождения:
 профилактика и просвещение;
 диагностика;
 консультирование;
 развивающая и коррекционная работа;
 экспертиза.
1.5. Требования к условиям реализации программы
1.
Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный
режим учебных нагрузок).
2.
Обеспечение психолого-педагогической условий (коррекционная
направленность
образовательного
процесса;
учёт
индивидуальных
особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности.
3.
Обеспечение
специализированных
условий
(выдвижение
комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с
ТНР; использование специальных методов, приёмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных
программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики
10

нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях).
4.
Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм).
5.
Обеспечение участия всех детей с ТНР, независимо от степени
выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных,
культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных
досуговых мероприятий.
1.6. Особенности психического развития детей с ТНР
Исследования зрительного восприятия дошкольников с речевой
патологией показали недостаточную сформированность у детей целостного
образа предмета, при этом простое зрительное узнавание реальных объектов
и их изображений не отличается от нормы (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша,
О.Н. Усанова). Затруднения появляются при усложнении заданий (узнавание
предметов в условиях наложения, зашумления). В реализации задачи по 6
перцептивному действию (примеривание к эталону) дети с ОНР чаще
пользуются элементарными формами ориентировки, т.е. примериваются к
эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно
используют зрительное соотнесение.
Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития буквенного
гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание
букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности
в назывании и сравнении букв, сходных графически. В связи с этим многие
дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
При изучении особенностей ориентировки в пространстве у детей с
речевыми нарушениями оказалось, что они затрудняются в дифференциации
понятий «справа» и «слева», с трудом ориентируются в собственном теле,
особенно при усложнении заданий. Нарушения пространственного
восприятия проявляются и в рисовании человека: изображение отличается
бедностью, примитивностью и малым количеством деталей (особенно у
детей с алалией).
В последующем, в школе, велика роль пространственных нарушений в
стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии),
нарушений счета. Дети с речевыми нарушениями при восприятии цветов,
геометрических фигур испытывают затруднения в их словесном
обозначении, хуже детей с речевой нормой конструируют и собирают
разрезные картинки и кубики, копируют фигуры.
11

Изучая слуховое восприятие, Г.Ф. Сергеева отмечает, что развитие
фонематического восприятия находится в прямой зависимости от развития
всех сторон речи (лексики, грамматики, фонетики). Употребление
диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно
произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные
замены и смешения при относительно сформированных строении и функции
артикуляционного
аппарата
указывают
на
несформированность
фонематического восприятия.
Нарушения осязательного (тактильного) восприятия у детей-логопатов
выражается в том, что они с трудом интегрируют тактильные ощущения,
поступающие от объекта. Они правильно воспринимают предмет зрительно,
но не узнают его с закрытыми глазами. Встречаются трудности восприятия
самого материала, из которого сделан предмет (шероховатость, гладкость,
мягкость, твердость). Нередко нарушается способность опознания букв,
«написанных на коже».
Внимание у детей с нарушениями речи характеризуется рядом
особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем произвольного
внимания, сложностями в планировании своих действий. Обнаруживаются
различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от
модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией
речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях
словесной инструкции, чем в условиях зрительной.
Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных
операций, доступных их возрасту, дети с речевой патологией отстают в
развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с
трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией,
исключением лишнего, умозаключением по аналогии.
Речь тесно связана с воображением. «Наблюдение за развитием
воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи.
Задержка в развитии речи … знаменует собой и задержку развития
воображения» (Л.С. Выготский).
Развитие слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи
характеризуется слабостью удержания речевых сигналов и недостаточной
точностью воспроизведения, низким уровнем развития произвольности и
контроля слуховой памяти, нарушениями узнавания слов, предъявляемых на
слух, медленной ориентировкой в условиях задачи и др. Среди качественных
показателей слухоречевой памяти детей с ОНР при воспроизведении фраз
можно назвать следующие: низкий объем памяти, низкую прочность и
точность запоминания (многочисленные искажения звуковой и слоговой
12

структуры слов, привнесение новых слов и т.д.), частые случаи полного
забывания фраз после интерферирующей деятельности (счет в уме до 20.)
Объем зрительной памяти таких детей практически не отличается от
нормы, за исключением запоминания геометрических фигур.
Развитие личности у детей с нарушениями речи отмечается следующими
особенностями: они пассивны, имеют низкую речевую активность,
безынициативны, отсутствуют признаки ролевого поведения, слабо развиты
трудовые навыки, занижена самооценка, склонны к спонтанному поведению.
Дефект речи заставляет детей ограничивать свои коммуникации, столь
необходимые для социализации. Поэтому часто у таких детей наблюдаются
черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе,
повышенная тревожность, раздражительность, обидчивость, слезливость и
т.д.
Уровень коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями
ниже, чем у детей с нормальной речью и носит преимущественно
ситуативный характер. Так, по данным Л.Г. Соловьевой, коммуникативная
некомпетентность детей с ОНР выражается в снижении потребности в
общении, незаинтересованности в контакте, неумении ориентироваться в
ситуации общения, проявлении негативизма.
Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только
при непосредственном воздействии взрослого и обязательного руководства
ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном
речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную
ограниченность. Без специально организованного обучения игра,
направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми
нарушениями, самостоятельно не возникает.
Признаки
кризиса
6–7
лет:
повышенная
утомляемость;
раздражительность; демонстративность (нарочитые элементы, манерничанье,
кривлянье); капризность; вспышки гнева; замкнутость; агрессивность или,
наоборот, излишняя застенчивость; повышенная тревожность (ребенок
играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей,
заискивает перед воспитателями, старается им угодить, чрезмерно вежлив);
завышенная
или
заниженная
самооценка;
наличие
странных
немотивированных действий (различие внутренней и внешней стороны
личности); утрата детской непосредственности и спонтанности поведения и
общения; нарушение выполняемых ранее правил и общественных норм;
отрицание непререкаемого авторитета родителей и педагога ДОО; яростное
отстаивание своего мнения; актуализация страхов. Сущностью этого
кризисного периода является адаптация ребенка к новой ситуации
13

социального развития, связанной с появлением новой потребности в
уважении к себе как к значимому члену общества, осуществляющему
общественно полезную деятельность и имеющему свои обязанности.
Результатом прохождения кризисного периода является формирование
интегративной готовности к обучению в школе.3
Таким образом, раскрытие связей между речью и другими психическими
функциями помогает найти пути воздействия на все стороны психической
деятельности,
прямо
или
косвенно
мешающие
нормальному
функционированию детской жизнедеятельности. Учитывая особенности
детей, можно констатировать наличие системного нарушения, что требует
комплексного подхода в их коррекции, предполагающего тесное
сотрудничество и партнёрство взрослых участников педагогического
процесса (педагогов, родителей).
1.7. Планируемые результаты освоения программы (Целевые
ориентиры)
В результате реализации Программы ребенок с ТНР:4
 имеет стабильную динамику физического и нервно–психического
развития;
 обладает продуктивным и более устойчивым вниманием;
 развита слуховая, тактильная и зрительная память;
 развито образное и логическое мышление;
 мелкая моторика рук;
 владеет диалогической и монологической формами речи, умеет
задавать;
 вопросы и грамотно отвечает на них;
 инициативно высказывается в диалоге, стремится вступить в диалог;
 социально адаптирован к жизни в обществе;
 владеет культурно – гигиеническими навыками;
 соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
 эмоционально отзывчив, откликается на эмоции близких людей;
 сверстников, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
 эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства;
 музыкальные и художественные произведения, мир природы;
 использует вербальные и невербальные средства общения;
 владеет диалогической речью, умеет договариваться;
3

Трофимова О.А, Толстикова О.В, Дягилева Н. В, Закревская О. В. Образовательная программа
дошкольного образования «СамоЦвет».
4
Трофимова О.А, Толстикова О.В, Дягилева Н. В, Закревская О. В. Образовательная программа
дошкольного образования «СамоЦвет».

14

 умеет планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели;
 способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные
возрасту;
 имеет первичные представления о себе и собственной принадлежности,
семье и распределении семейных обязанностей, обществе, государстве, мире
и природе;
 владеет предпосылками учебной деятельности;
 сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления
различных видов детской деятельности;

15

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного
образования является психологизация системы дошкольного образования, а
именно приведение в соответствие практики дошкольного образования с
теми специфическими психологическими характеристиками дошкольного
возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл
психического развития.
2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога
Согласно профессиональному стандарту педагога-психолога в
дошкольной образовательной организации, основными направлениями
работы
являются:
психологическая
диагностика, психологическое
консультирование,
психологическая
коррекция,
психологическое
просвещение, психологическая профилактика. Каждое из направлений
строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида
деятельности, опирается на игровые технологии и приемы. Для выполнения
должностных обязанностей педагогом-психологом используются отдельный
кабинет, помещения групп, сенсорная комната, музыкальный/физкультурный
зал.
2.2. Психологическая диагностика
Диагностическое направление в группе детей с ТНР осуществляется с
разрешения законных представителей ребенка.
Цель диагностики: исследование развития психических процессов и
индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста
Задачи диагностики:
 определение уровня развития коммуникативной сферы;
 определение уровня развития эмоциональной сферы;
 определение уровня развития волевой сферы (удержание
зрительной и слуховой
 инструкции);
 определение уровня развития восприятия (сенсорные эталоны);
 определение уровня развития памяти (зрительная, слуховая);
 определение уровня развития мышления (анализ, зрительный
синтез.
 исключение, обобщение, установление последовательности);
16

 определение
уровня
развития
внимания
концентрация,
 распределение).
 определение уровня развития мелкой моторики;
 определение уровня развития воображения.

(устойчивость,

Диагностика включает в себя входную (в начале учебного года) – с
целью выявления уровня развития психических процессов и контрольную (в
конце года) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего
пути развития у детей 6-7 лет.
Диагностический инструментарий
Для детей 7-ти летнего возраста
Перечень
методик,
пособий,
тестов

Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго
Проективная методика «Рисунок семьи»
Тест на выявление детских страхов «Страхи в домиках» А.И.
Захарова и М. Панфиловой
Методика «Лесенка» В.Г. Щур
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
Диагностический
комплект
«Психолого-педагогическая
диагностика детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.
Стеблева
Методика «Паровозик» С.В. Велиева
Проективная методика «Кактус» М.А. Панфилова
Диагностика межличностных отношений. Социометрия Дж.
Морено
Методика «Домик» Н. И. Гуткина
Методика изучение степени уровня творческих способностей
«Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Методика исследование эмоционального отношения к
сверстникам , взрослым «Цветовая социометрия» М.Люшера
Методика «Два домика» И. Вандвик, П. Экблад
Психологические рисуночные тесты (рисунок человека,
несуществующего животного, рисунок семьи) А.Л. Венгер
Методика «Исключение предметов (4й лишний)» Белопольская
Н.Л.
Методика мотивационных предпочтений А.М. Прихожан «Три
желания»
2.3. Коррекционно-развивающее направление

17

Цель коррекционно-развивающей работы: создание условий для
раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений
психического развития.
Периодичность групповых занятий с детьми старшей группы – 1 раз в
неделю, индивидуальных – по расписанию (не реже 1 раза в неделю).
Продолжительность групповых занятий 30 минут для детей 6-7 лет.
Групповые занятия проходят по программе интеллектуального,
эмоционального и волевого развития детей «Цветик- семицветик», авторов
Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А.
Цель
программы:
определение
основных
направлений
психологического сопровождения реализации образовательных инициатив
для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств
дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением
познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их
психическом развитии.
Задачи:
 развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир, в мир
человеческих эмоций;
 развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного
развития процесса общения;
 развитие волевой сферы – произвольности и психических
процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения
в школе;
 развитие личностной сферы – формирование адекватной
самооценки, повышение уверенности в себе;
Построение программы для каждого возраста ориентировано на
удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду
детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы
психики. В частности 6-7 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная
сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания,
воображения,
мышления),
а
также
на
развитие
волевой
и
психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
18

1. Организационный этап: – создание эмоционального настроения в
группе; - упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап: - сообщение темы занятия, прояснение
тематических понятий; - выяснения исходного уровня знаний детей по
данной теме.
3. Практический этап: - подача новой информации на основе имеющихся
данных; - задания на развитие познавательных процессов (восприятия,
памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; - отработка
полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап: - обобщение полученных данных; - подведение
итогов занятия.
Календарно-тематическое планирование психолого-педагогических
занятий для дошкольников 6-7 лет
Неде
ля

Название
занятия

Источник

Цель

Упражнения

Октябрь
Н.Ю.
Куражева
«Цветик Семицвет
ик» стр.
20

1

Лесная
школа

2

Н.Ю.
Куражева
Букет для «Цветик учителя
Семицвет
ик» стр.
23

3

4

Н.Ю.
Куражева
Смешные
«Цветик страхи
Семицвет
ик» стр.
19
Н.Ю.
Куражева
Игры
в
«Цветик школе
Семицвет
ик» стр.

Снятие
Запоминай-ка». «Доброе
телесного
и
животное». Пальчиковая
эмоционального
гимнастика. «Колечко».
напряжения.
Развитие
произвольности
психических
процессов.Умен
ие
слушать
инструкцию
взрослого.

Сказка
«Букет
для
учителя». Профессии для
учителя. «Подари мне
свою улыбку».

Развитие
произвольности
психических
процессов.

«Все, кого зовут». Сказка
«Смешные
страхи».
«Трамвайчик».

Развитие
произвольности
психических
процессов.

Незнайка». «Мы играем».
Сказка «Игры в школе».
19

32
Ноябрь

1

Школьные
правила

2

Собирание
портфеля

3

Белочкин
сон

4

Госпожа
Аккуратно
сть

Н.Ю.
Куражева
«Цветик Семицвет
ик» стр.
39
Н.Ю.
Куражева
«Цветик Семицвет
ик» стр.
44
Н.Ю.
Куражева
«Цветик Семицвет
ик»
стр.50
Н.Ю.
Куражева
«Цветик Семицвет
ик» стр.
55

Развитие
навыков
общения.

Школьные
правила.
Слушай команду, не
запутайся.

Развитие
навыков
Сказка
общения, умения портфеля».
выступать
словечко.
публично.
Развитие
эмоциональной
сферы.

«Собирание
Доскажи

Сказка «Белочкин сон».
Составь
картинку.
Необычные прыжки.

Развитие
Перышко.
Сказка
эмоциональной,
«Госпожа Аккуратность».
коммуникативно
Колечко. Продолжи узор
й, волевой сферы
Декабрь

1

2

3

Жадност
ь

Н.Ю.
Развитие
Куражева
эмоционально
«Цветик
- й
и
Семицветик» коммуникати
стр.59
вной сферы

Волшебн
Развитие
Н.Ю.
ое
навыков
Куражева
яблоко
общения,
«Цветик
умения
Семицветик»
выступить
стр.69
публично
Подарки Н.Ю.
Развитие
в день
Куражева
сферы
рождени «Цветик
- общения
я
Семицветик» детей,
стр.79
навыков

Сказка
«Жадность»
«Логическое лото».
«Костер дружбы».
«Угадай кто мой
друг».
«Конверт».
Сказка
«Волшебное яблоко».
«Составь картинку».
«Передай мяч».
«Вкусные яблоки».
Сказка «Подаркив день
рождения».
«Какой игрушки не
хватает».
«Рыбка».
20

4

культурного
общения.
Домашне
Развитие
е задание Н.Ю.
произвольнос
Куражева
ти
«Цветик
- психических
Семицветик» процессов.
стр. 75

«Подарки».
«Колокольчик».
«Отгадай предмет по его
частям».
Сказка «Домашнее
задание».
«Коврик».
«Четвертый лишний».

Январь

1

2

3

4

1

Школьн
ые
оценки

Развитие
Н.Ю.
произвольнос
Куражева
ти
«Цветик
психических
Семицветик»
процессов.
стр.80

«Зайчонок».
«Трамвайчик».
«Билетики».
«Мячик».
Сказка «Школьные
оценки».
Ленивец
Развитие
«Лошадки».
Н.Ю.
произвольнос Сказка «Ленивец».
Куражева
ти
«Медвежата».
«Цветик
психических «Кричалки –шепталки Семицветик»
процессов.
молчалки».
стр.86
«Прятки с картинками».
Списыва
Развитие
Сказка «Списывание».
ние
Н.Ю.
коммуникати «Путешествие в парк».
Куражева
вной и
Определение.
«Цветик
- эмоционально «Перекрёстные
Семицветик» й
движения».
стр.90
сферы детей. «Слушай команду не
запутайся».
Подсказк Н.Ю.
Развитие
«Хорошие новости».
а
Куражева
произвольнос Сказка «Подсказка».
«Цветик
- ти
«Противоположность».
Семицветик» психических «Найди лишнее».
стр.95
процессов.
Февраль
Обманны
Развитие
«Поймай взгляд».
й отдых
произвольнос «Путешествие в лес».
Н.Ю.
ти
Сказа «Обманный
Куражева
психических отдых».
«Цветик
процессов.
«Что сначала, что
Семицветик»
потом».
стр.102
Пальчиковая гимнастика
«Массаж ушных
21

2

Бабушки
н
помощни
к
Прививк
а

3

Больной
друг

Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр.

Ябеда».

Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр.122

4

1

2

Н.Ю.
Развитие
Куражева
произвольнос
«Цветик
- ти
Семицветик» психических
стр.107
процессов.
Развитие
Н.Ю.
произвольнос
Куражева
ти
«Цветик
психических
Семицветик»
процессов.
стр.112

Шапка
невидим
ка

Задача
для
лисенка

Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр.123

3

Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр.132

4

Спорщик Н.Ю.
Куражева
«Цветик
Семицветик»
стр.146

1

Хвосты

Н.Ю.
Куражева

раковин».
Сказка «Бабушкин
помощник».
«Лабиринт».
«Эстафета дружбы».

Сказка «Прививка».
«Я рад вас видеть».
«Составь картинку».
«Замри».
«Хитрые квадраты».
«Лесная больница».
Развитие
Сказка «Больной друг».
навыков
«Подарки» «Найди
- вербального и группы».
невербальног «Азбука эмоций»
о общения.
Март
Развитие
Сказка «Ябеда».
эмоционально Составь картинку».
- й сферы
«Противоположность».«
детей.
Рыбки».
Рефлексия.
Развитие
«Мышечный хор».
произвольнос Сказка «Шапка
ти
невидимка». «Составь
психических картинку».
процессов.
«Волшебная шляпа».
«Лабиринт».
Развитие
«Путешествие в лес».
произвольнос Сказка «Задача для
ти
Лисенка» (Лож).
- психических «Логический ряд».
процессов.
«Фантазеры».
Рефлексия.
«Доброе животное».
Развитие
Сказка «Спорщик».
произвольнос «Топ-хлоп».
- ти
психических
процессов.
Апрель
Развитие
Сказка «Хвосты».
произвольнос Пальчиковая
22

«Цветик
- ти
Семицветик» психических
стр.147
процессов.
Драки
2

Грубые
слова
3

Дружная
страна
4

гимнастика. «Массаж
ушных раковин».
«Мальчики и девочки».
«Волшебное кольцо».
Развитие
Сказка «Драка».
Н.Ю.
эмоционально Пальчиковая
Куражева
йи
гимнастика.
«Цветик
коммуникати «Горизонтальная
Семицветик»
вной сферы
восьмерка».
стр.152
детей.
«Кораблики»
Развитие
Сказка «Грубые слова».»
навыков
Путаница».
Н.Ю.
вербального и «Мимика и жесты».
Куражева
невербальног «Бабочка».
«Цветик
о общения,
Семицветик»
навыков
стр.157
культурного
общения.
Н.Ю.
Развитие
Сказка «Дружная
Куражева
произвольнот страна». «Четвертый
«Цветик
- и
лишний».
Семицветик» психических «Парочки».
стр.161
процессов.
«Дружный паровозик».
2.4. Профилактика и просвещение

В дошкольном возрасте большинство психических функций и
личностных качеств находится в стадии формирования, поэтому большое
внимание уделяется профилактической работе.
Психологическая профилактика (психопрофилактика) в контексте идей
ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагогапсихолога ДОО.
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие
возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его
индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить
нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через
создание благоприятных психологических условий в образовательном
учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам
образовательного
процесса
психологической
информации
для
предотвращения возможных проблем.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко
выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической
23

службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления
содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Психопрофилактическая работа осуществляется в трех направлениях:
1. Организация социальной среды.
Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить
нежелательное поведение личности. Педагог-психолог следит за
соблюдением в детском саду психологических условий обучения и
воспитания, необходимых для нормального психического развития и
формирования личности детей на каждом возрастном этапе.
2. Информирование.
В форме лекций, групповых консультаций,
специальной литературы, бесед, сайта ДОУ.

распространении

3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам.
Психопрофилактическая
работа
педагога-психолога
МАДОУ
направлена на формирование у педагогов, воспитанников и их родителей
потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с
ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для
полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, а
также, своевременное выявление и предупреждение таких особенностей
ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям
в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и
отношениях.
Профилактическая работа с воспитанниками МАДОУ направлена на
развитие коммуникативных познавательных и творческих способностей,
эмоциональной сферы и социальную адаптацию детей.
Профилактическая работа с родителями и педагогами несет
просветительский характер. Планируется и проводится в виде консультаций,
тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального
выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями,
профессиональный и личностный рост.
Психологическое просвещение - повышение психологической культуры
педагогов и родителей, формирование потребности в психологических
знаниях, желания использовать их в интересах развития, создания условий
для полноценного развития детей с ТНР на каждом возрастном этапе,
своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении
личности и развитии интеллекта.
24

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на
результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, квалификации
и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Проведение систематизированного психологического просвещения
педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной
группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процесса с
учетом гендерных различий дошкольников.
7. Эмоциональный интеллект ребенка.
Проведение систематизированного психологического просвещения
родителей в форме родительских собраний, круглых столов, практикумов и
пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности
рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
2. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка
3. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
4. Формирование предпосылок к овладению учебной деятельностью.
5. Эмоциональный интеллект ребенка.
2.5. Психологическое консультирование
Цель психологического консультирования: оптимизация взаимодействия
участников образовательного процесса и оказание им психологической
помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы
воспитания и развития.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как
система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами,
нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации,
родителей
и
педагогов.
Результатом
взаимодействия
является
удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций
25

коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным
методом психологического консультирования является беседа, а формой
проведения – индивидуальная консультация.
Задачи:
 ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных
индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
 своевременное первичное выделение детей с различными
отклонениями
и
нарушениями
психического
развития,
направление их к специалистам;
 предупреждение вторичных психологических осложнений у детей
с ТНР, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
 составление
рекомендаций
по
психолого-педагогической
коррекции трудностей образования и общения для педагогов и
родителей;
 составление рекомендаций по воспитанию, развитию детей в
семье;
 коррекционная работа в специальных группах с детьми,
родителями, педагогами.
Примерный перечень тем для психологического консультирования















«Детские страхи»
«Агрессивность»
«Ребенок и гаджеты»
«Как правильно хвалить ребенка»
«Если ребенок боится врачей»
«Тревожность»
«Недостаточное развитие мелкой моторики»
«Низкий уровень развития познавательных процессов»
«Застенчивость»
«Нестабильность эмоционального состояния»
«Гиперактивность»
«Психологические проблемы детей с ТНР»
«Психологическая поддержка семьи»
Подготовка к школе»

2.6. Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами,
реализующими АООП ДОУ
26

С руководителем ДОУ
Участвует
в
обсуждении
актуальных
направлений
работы
образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою
деятельность с целью достижения поставленных педагогическим
коллективом целей и задач, в рамках реализации АООП ДОУ.
Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут
эффективны для работы с детьми, посещающими логопедическую группу.
Предоставляет отчетную документацию.
2. С воспитателем
Содействует формированию банка развивающих
психологических особенностей дошкольников.

игр

с

учетом

Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении
различных праздничных мероприятий.
Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня
сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на
основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по
образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по
соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
Составляет психолого-педагогические заключения по материалам
исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах
личностного и социального развития воспитанников.
Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые,
тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также
практического применения психологии для решения педагогических задач,
тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
Оказывает помощь воспитателям в разработке
образовательного маршрута дошкольника.

индивидуального

Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и
коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах
у детей. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной
деятельности воспитателя.
Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с
целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
27

Организует
психопрофилактические
мероприятия
с
целью
предупреждения
психоэмоционального
напряжения
у
детей
(психологические аспекты организации детского сна, питания, режима
жизнедеятельности детей).
Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка
руки к письму, правильная осанка и т. д.).
Участвует в деятельности по формированию универсальных
предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти),
просвещает воспитателей по данной тематике.
3. С учителем-логопедом
Планирует совместно с другими специалистами
интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

и

организует

Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля
на занятиях логопеда.
Участвует в обследовании детей, посещающих логопедическую группу с
целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой
артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной
деятельности, эмоциональной сферы.
Разрабатывает
индивидуально-ориентированный
маршрут
психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных
данных совместно с другими специалистами.
Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по
совместному решению с логопедом.
4. С музыкальным руководителем
Оказывает помощь в рамках психологического
деятельности музыкального руководителя.

сопровождения

Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения
релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью
развития
творческого
воображения,
фантазии,
психологического
раскрепощения каждого ребенка.
Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои
переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе
прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных
занятий).
28

Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев,
праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении
праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
Участвует
представлений.

в

организации

и

проведении

театрализованных

Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения
массовых праздничных мероприятий.
5. С инструктором по физической культуре
Участие
в
составлении
программы психологопедагогического сопровождения по физическому развитию.
Формирование у детей, родителей и сотрудников детского сада
осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние
здоровья.
Оказание помощи в подборе игровых упражнений с учетом возрастных
и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и
состояния здоровья.
Способствование развитию мелкомоторных и основных движений.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Способствование формированию у детей волевых качеств (настрой на
победу и т. д.)
Организация
психопрофилактических
мероприятий
с
предупреждения
психоэмоционального
напряжения
детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

целью
у

6. С учителем-дефектологом
Планирует совместно с другими специалистами
интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

и

организует

Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля
на занятиях дефектолога.
Участвует в обследовании детей, посещающих логопедическую группу с
целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой
артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной
деятельности, эмоциональной сферы.

29

Разрабатывает
индивидуально-ориентированный
маршрут
психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных
данных совместно с другими специалистами.
Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по
совместному решению с дефектологом.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя
описание кабинета педагога-психолога, оснащение групп для создания
условий для психоэмоционального благополучия воспитанников, а также
информационных стендов психологической службы детского сада.
 Соответствие СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (утв. 28.09.2020, вступили в силу
01.01.2021);
 Соответствие правилам пожарной безопасности;
 Средства обучения и воспитания подобраны в соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
 Оснащенность
помещений
развивающей
предметнопространственной средой;
 Подобран комплект специализированных методических материалов,
пособий, диагностический инструментарий.
Кабинет соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной
безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической
безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют
Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Назначение кабинета педагога-психолога: индивидуальная работа с
воспитанниками по диагностике и коррекции психических процессов,
эмоционально-волевой сферы; релаксация и снятие эмоционального и
мышечного напряжения у воспитанников; консультирование родителей и
педагогов ДОУ.

30

Кабинет педагога-психолога оборудован так, чтобы способствовать
реализации трех основных функций: диагностической, коррекционноразвивающей и релаксационной. Созданная пространственно-предметная
среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка,
создать возможности для развития познавательных процессов, речи и
эмоционально–волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно-развивающих индивидуальных и
подгрупповых занятий хорошо освещена и включает в себя:








Магнитная доска;
Стол детский;
Стулья детские;
Песочница;
Уголок с зеркалом;
Диван детский;
Пособия, наглядный
деятельности детей.

материал,

материалы

для

творческой

Консультативная зона включает в себя:
 Рабочий стол педагога-психолога;
 Стул для взрослого человека.
 Шкаф для хранения документов и литературы по проблемам
возрастного развития детей, особенностей их поведения, по
вопросам семейных взаимоотношений и др. методической
литературы и материалов, необходимых при проведения
консультативной деятельности;
 Набор диагностических методик, анкетные бланки, печатный
материал;
 Стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога также имеются:
 Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
 Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического
обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем
сложности в каждой возрастной группе;
 Шкаф для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических
игр.
 Пакет документации педагога-психолога, регламентирующей
деятельность педагога-психолога.

31

Документация педагога-психолога подразделяется на несколько типов:
нормативная, организационно-методическая, специальная.
Нормативная документация – это тип документации, представляющий
собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы
профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования.
В перечень входят: Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах
ребенка, Положение о психологической службе в системе образования,
Должностная инструкция педагога-психолога и др. Целью организационнометодической документации являются организация, планирование,
методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогапсихолога. К организационно-методической документации относятся: график
работы, годовой план, аналитический отчет за год и др. – указанные формы
учетной и отчетной документации являются открытыми для контроля
администрации ДОУ и т.д.
Специальная документация – это особый вид документации педагогапсихолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его
профессиональной деятельности. В специальную документацию входят:
протоколы
диагностических
обследований,
бесед,
интервью,
психологические заключения, журнал консультаций и др. Эти виды являются
закрытыми и могут быть предъявлены только по запросу вышестоящих
профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная
документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к
ней посторонних лиц. На основании специальной документации педагогпсихолог может давать рекомендации педагогам, родителям и лицам, их
заменяющим. Все формы документации хранятся в архиве педагогапсихолога в течение 5 лет.
При организации образовательной и игровой деятельности для
воспитанников ТНР присутствует возможность использовать за рамками
кабинета:
 Мультимедийный проектор с экраном;
 Мягкий модульный сенсорный конструктор;
 Дорожки массажные.
3.2. Кадровые условия реализации программы
Лапина Татьяна Руслановна педагог-психолог.
Образование:
средне-специальное, ГБПОУ СО «Нижнетагильский
педагогический колледж № 2» Специальное дошкольное образование.
32

Квалификация
«Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями
в развитии и сохранным развитием» 2016 г.
Бакалавр, ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет» Специальное дефектологическое образование.
Направленность «Специальная дошкольная педагогика и психология» 2021 г.
3.3. Используемая литература
1. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний):
Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по
использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009.- 53 с.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
3. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника:
Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветиксемицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого
развития детей 6-7 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014. – 160 с.
5. Н.В. Нищева
Комплексная образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и
дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО
"ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. - 240 с
6. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома
«Наглядный материал для обследования детей» под ред. Е. А. Стребелевой.
— М.: Просвещение, 2004. – 430 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2020. –
80 с.
8. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и
консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ авт.-сост. – Волгоград: Учитель,
2009.
9. Трофимова О.А, Толстикова О.В, Дягилева Н. В, Закревская О. В.
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»:
дошкольный возраст. Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области, Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской
области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО
«ИРО», 2019. – 438 с.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».